Василий Жарехин
память 24 мая
Василий Васильевич Жарехин родился в 1893 году в деревне Кирино Вятской губернии. Был пострижен в монахи; после закрытия монастыря в 1919 году стал жить в своей деревне, потом был посвящен в диаконы и служил в приходе; с 1932-1935 находился в ссылке в Северном крае. В 1936 — вновь арестован по делу ИПЦ Вятской (Кировской) области и отправлен в Севвостоклаг. Обвинялся в том, что служил в церкви, не признавая советской регистрации, а также в том, что являлся последователем Нектария Трезвинского, епископа Яранского и входил в контрреволюционную организацию. Виновным себя не признал. Скончался в лагере 24 мая 1939 года.
Из обвинительного заключения по делу 1936 года:
Данными следствия установлено, что к<онтр>р<еволюционная> организация возникла в результате нелегально распространявшейся директивы находящегося в данное время в Прорвинском концлагере епископа НЕКТАРИЯ. Участники ее находились в глубоком подполье и в своих действиях руководились определенной к<онтр>р<еволюционной> платформой. <…> 8-го июля 1936 года епископ НЕКТАРИЙ обратился к своим последователям с к<онтр>р<еволюционным> воззванием, в котором требует активной к<онтр>р<еволюционной> работы (том 3, пакет 6). Означенное воззвание епископа НЕКТАРИЯ широко распространялось среди участников к<онтр>р<еволюционной> организации.
Послания еп. Нектария сохранились. В них он призывает свою вятскую паству не колебаться в вере и следовать за православными епископами и священниками даже в условиях жестоких гонений. Ниже приводим одно из таких посланий еп. Нектария, написанное им в Казахстане в концлагере.
Послание к пастве
Возлюбленные мои! Хочется Вам написать несколько строк для нашего общего назидания и утверждения в Православии. В Яранских краях несколько православных общин отошли от митрополита Сергия. Многие, как пастыри так и миряне, предполагали вскоре одержать победу над сергианством и, теперь, не видя успеха в своей стойкости и духовной борьбе, разочаровываются и начинают сомневаться в истинности и спасительности своего отхождения от митрополита Сергия и единомысленного с ним епископства и духовенства. Да не смущается сердце ваше.
Наше отхождение от митрополита Сергия имеет в своей основе не какой-либо мелочный каприз или что-либо оскорбительное для самолюбия, а направлено против преступной приспособляемости митрополита Сергия и прочих иерархов к советской власти, против допущения самого грубого и бесцеремонного вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов, в назначении на кафедру епископов и в другие сферы церковной жизни, не может оправдано быть церковными канонами и святоотеческими правилами, тем более, что у нас Церковь отделена от государства.
Наша борьба с митрополитом Сергием, этим поборником большевицкого цезаропапизма, — борьба почтенная, и является борьбой за правду Божию Христову и за св. Церковь Православную, проданную за 30 сребреников безбожникам на поругание, разрушение и ликвидацию. Нам страшен тем Сергий, что его поддерживают грубой силой. Не будь на стороне его правительственного органа ГПУ, то единомышленники его были бы посрамлены. Это подтвердили для меня допросы в ГПУ; народ отошел бы от него как изменника и предателя Христовой Церкви.
Но вся наша трагедия, что епископы — борцы против митрополита Сергия, очутились под гепеушным сапогом. Так, Митрополит Петр Крутицкий и Кирилл Казанский заточены в далекой тундре, а Иосиф Петроградский — в заточении в среднеазиатских песках. Архиепископ Димитрий — в строжайшем изоляторе. Епископ Виктор где-то в северных краях. Ваш покорный слуга заточен на 10 лет в концлагерях, а Епископы Иерофей, Алексей и Максим расстреляны. Такая участь, т. е. продолжительный срок заточения в лагерях, ссылки и расстрелы постигли многих из духовенства и мирян, решившихся выступить против митрополита Сергия и его клевретов.
Еще при самом своем разрыв с митрополитом Сергием 8 февраля 1928 г. я провидел, что наша борьба с сергианством, хотя и борьба за правду Христову, будет бессильной и почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно — почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством.
Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, и духовенство — это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как-то, допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так, про меня Сергий напечатал: я якобы посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел (эта же ложь повторена митр. Мануилом Лемешевским — ред.).
Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради… Не легко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь возлюбленные, для вас жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущее из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах.
Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы — это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией.
Ныне, по словам Апокалипсиса, Церковь ушла в пустыню, т. е. скрылась в подполье, или такое положение, когда верующие вынуждены тайно, сокровенно собираться на церковную молитву. Так было и во время мученичества, и во время ересей в Греции и на Востоке, когда было гонение на сторонников Божественной истины.
Наше же время — время подготовки к антихристову царству. Сатана враг Божий, ополчился на Церковь Христову. Симоне, Симоне, вот сатана просил, чтобы Я сеял вас как пшеницу, — говорить Господь Иисус Христос своим ученикам, идя на крестную смерть.
Господь молился и о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, так и вы, братья, молитесь о себе и обо мне, чтобы не оскудела вера наша и не охладела верность наша и не погасло то религиозное чувство воодушевления, от чего горе вам будет тогда, как апокалипсическим галатам [ошибка памяти: имеется в виду послание к Лаодикийской церкви, а не Галатийской, в Апок. 3,16. — Ред.]. Церковь изблюет нас, как негодную слюну из своих божественных уст, т. е. из спасительных недр своей Церкви, общества спасаемых, а что может быть горше этого. Бодрствуйте и молитесь, да не внидите в искушение…
Епископ Нектарий.