Григорий Синицкий
память 21 апреля
Священник Григорий Синицкий с 1896 года служил в селе Троицкое-Сафоново Херсонского уезда; через 20 лет в 1916 году был поставлен настоятелем собора в г. Николаев. В 22-23 годах единственный в городе он вел открытую борьбу с обновленцами и отказался сослужить с ними, когда они захватили все церкви. За это его постоянно арестовывали, заставляя присоединиться к обновленцам.
О. Григорий Синицкий отказался читать с амвона декларации митрополита Сергия (1927 г.) и экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова), а затем и воззвания местной церковной власти. 1 октября 1928 он отделился от архиепископа Анатолия (Грисюка) и митрополита Сергия (Страгородского). Архиепископ Анатолий запретил николаевскому духовенству служить с о.Григорием. Тогда он ушел из Скорбященской церкви и стал служить на квартирах. За ним последовали диакон Николаевской церкви Иоанн Павловский и много мирян. В том же году о.Григорий был запрещен сергианским священноначалием в служении.
Григорий Синицкий поддерживал отношения и с иосифлянами Зиновьевска и Харькова. От них он получил воззвание епископа Павла Кратирова «Церковь в пустыне», копию которого отправил в Херсон. На богослужениях о. Григорий поминал митр. Петра (Полянского) и архиепископа Прокопия (Титова). Община о.Григория существовала до января 1931.
15 января 1931 о.Григорий был арестован по делу «раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя Истинно-Православной Церковью». Был заключен в одиночную камеру тюрьмы Николаева. Спустя 2 недели была арестована его жена, Людмила Ивановна. Она провела в тюрьме 6 месяцев. В апреле 1931 две его дочери, работавшие в Москве, были также арестованы, на два с лишним месяца заключены в Бутырку, а после этого сосланы на 3 года в Казахстан в г.Аулие-Ату (Джамбул). Сам о.Григорий был приговорен к высылке в Вологодскую область на 3 года.
Григорий Синицкий вновь был арестован в 1937 году (ему было тогда 65 лет), этапирован в Николаев и приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Карелию в Медвежьегорский лагерь; будучи уже тяжело больным, работать не мог. В 1941 году попал в лагерную больницу и там умер 21 апреля на второй день Пасхи.
Семья сохранила переписку с о. Григорием из лагерей. Почти в каждом письме о. Григорий задавал вопросы о судьбах митрополита Иосифа («дяди Вани Большого»), епископа Дамаскина («дяди Мити» или просто Митеньки), архиепископа Прокопия (Пронюшки).
Григорий Синицкий писал о тех, кто пошел за митр. Сергием:
С полной уверенностью можно сказать, что духовенство теперь более чем когда-нибудь начинает понимать, что не мы, а они стоят на неправильном пути, но предпочитают закрывать глаза на будущее. Благо, всегда есть оправдание, что подчиняются законной власти, которая и должна за все ответить.