Новомученики Сергиева Посада
память 10 июня
Продолжаем рассказывать о новомучениках Московской области. В марте-апреле 1931 года в Загорске, Клину и Сходне арестовано более 120 человек, обвиняемые содержались в Бутырской тюрьме. Обвинительное заключение ОГПУ по Московской области составлено 18 мая 1931 на 60 человек (4 священника, 41 монашествующий, 15 мирян). В «Загорскую ячейку филиала ИПЦ» следствие включило 22 участника, в Клинскую – 26 и Сходненскую – 12. «Руководителями ячеек» были объявлены священник Иоанн Инюшин и иеромонах Мелхиседек Лихачев. 10 июня 1931 года они были расстреляны на Ваганьковском кладбище в Москве вместе с другими:
священник Иоанн Инюшин
диакон Николай Аристов
иеромонах Дионисий (Петушков Денис Осипович)
иеромонах Макарий (Моржов Михаил Степанович)
иеромонах Нафанаил (Алексеев Николай Александрович)
иеромонах Мелхиседек (Лихачев Дмитрий Алексеевич)
Петр Юдин, помощник старосты церкви
Дмитрий Шестерин
Игнатий Марков
Все они обвинялись в том, что принадлежали к контрреволюционной организации «Истинных Христиан». Иоанна Инюшина обвинили в том, что он вступил в переписку с архиепископом Димитрием Любимовым и был принят им в церковное общение. Он также показал на следствии, что сам принимал в общение другие общины, когда связь с епископами была потеряна:
29 марта 1931 года ко мне приехал священник ДРОЗДОВ Александр с запиской из церкви Воздвижения. ДРОЗДОВА я принял в общение и выдал ему соответствующее удостоверение, что он принадлежит к организации архиеп. Дмитрия Гдовского. Признаю, что в данном случае я исполнял обязанности архиерея и считаю, что имел на это право, так как все наши архиереи арестованы. Противоречит ли это канонам православной церкви — не знаю, хотя и окончил духовную академию. От ДРОЗДОВА я взял подписку, что он присоединяется к Ленинградской епархии; эту подписку я порвал и сжег сейчас же, после отъезда ДРОЗДОВА.
Иосифляне Московской области часто ездили к старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву), который занял непримиримую позицию по отношению к Декларации Сергия Старогородского. Иеромонах Макарий Моржов был келейником старца и находился с ним до самой его смерти в сентябре 1928 года. Иеромонах Мелхиседек (Лихачев) был благочинным Зосимовой пустыни.
Приводим несколько свидетельств мучеников из следственного дела.
Иоанн Инюшин:
От поминовения советской власти я отказался, потому что эта власть неверующая и в поминовениях не нуждается. После раскола в 1928 году сторонники митр. Сергия все время стараются спасти свою шкуру путем подхалимства перед властью, но я считаю, что таким путем нельзя спасти Православную Церковь.
Игнатий Марков:
Будучи раскулачен, я никогда не роптал, так как считаю, что все происходит по Евангелию, в котором говорится, что настанет время, когда восстанут брат на брата и сын на отца, – то же самое и мой арест произошел в порядке вещей. Считаю, что существующая власть… послана нам Богом за наши грехи, и мы должны все терпеть.
Петр Юдин:
Сам я лично человек религиозный и всякой власти подчиняюсь, хотя и безбожной, так как каждый глубоко верующий человек обязан не противиться всякой власти, но и не должен делать неугодные Богу дела.
Макарий Моржов:
Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти. При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь… но как только народ стал отходить от веры и грехов накопилось много, тогда Бог и попустил советскую власть. Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе – сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы… Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии… причем считают, что пятиугольная советская звезда – есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано. Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия… Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по‑христиански… О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись – если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно…
В материалах дела сохранилась молитва, которую нашли при обыске:
О, Премилосердый, Всесильный и Человеколюбивейший Господи Иисусе Христе, Боже наш, Церкви Зиждителю и Хранителю! Воззри благосердным оком Твоим на сию Церковь, люте обуреваемую напастей бурею. Ты бо рекл еси, Господи: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ея». Помяни обещание Твое неложное: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Буди с нами неотступно, буди нам милостив, молит Тя многострадальная Церковь Твоя! Укрепи нас в правоверии и любви к Тебе благодатию и любовию Твоею, заблуждающия вразуми, отступившия обрати, ожесточенныя умягчи. Всякое развращение и жизнь, не согласную христианскому благочестию, исправи. Сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в наших сердцах пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, не до конца гневающийся Господи! Воздаждь нам радость спасения Твоего! Всяку нужду и скорбь людей Твоих утоли, огради нас всемогущею силою Твоею от всяких напастей, гонений и озлоблений, изгнаний и заключений. Да Тобою спасаеми, достигнем пристанища Твоего небеснаго, и тамо с лики чистейших Небесных Сил прославим Тебя, Господа и Спасителя Нашего со Отцем и Святым Духом во веки веков, аминь.