Клавдий Савинский

память 12 августа

Клавдий Савинский
Игумен Клавдий в 20-е годы.

Константин Софронович Савинский был пострижен в монахи с именем Клавдий в Киево-Печерской Лавре в 1920 году. С 1925 года он служил на подворье Лавры в Петрограде. После выхода Декларации Сергия примкнул к иосифлянам, служил в церкви Воскресения (Спас-на-крови). По благословению архиепископа Димитрия (Люби­мова) о. Клавдий, ставший в 1929 году архиман­дритом, тайно постригал женщин, желавших в мipy жить по-монашески. На квартире игумении Вероники из Воронцовского подворья он, на­пример, совершил постриг тридцати четырех человек; в деревне Ратчино под Ямбургом, где ранее священствовал о. Никифор Стрельни­ков — пятерых; в Кузьмине (близ Царского Села) — двоих.

В 1931 Клавдий Савинский приговорен по делу ИПЦ к 5 годам лагерей; вернулся в Ленинград в 1938 году и тайно служил на квартирах. За это 17 июня 1942 года архимандрит Клавдий был арестован и вскоре расстрелян на Шпалерной, в подвале Большого дома.

Клавдий Савинский
Тюремная фотография. 1942 год.

Вместе с о.Клавдием были расстреляны столяр Анатолий Чистяков, который организовал в чердачной комнате своего дома в Коломягах на северной окраине Ленинграда нелегальную церковь, где и проходили тайные богослужения, и помощница о.Клавдия монахиня Евдокия Дешкина. У Анатолия осталась в Коломягах семья: жена и пятеро детей. Четвертую арестованную по тому же делу прихожанку Анну Абрамову приговорили к 10 годам лагерей.

Дело на четверых человек было заведено после того, как чекисты обыскали дом Анатолия и обнаружили нелегальную церковь, в которой тайно проживал о. Клавдий Савинский.Обвинение мученикам было сформулировано следующим образом:

Конечной целью антисоветской организации являлось сохранение в нелегальных условиях враждебного Советской власти религиозного течения из последователей т.н. «Истинно-православной церкви». Отсюда практическая деятельность контрреволюционной организации в условиях войны и блокады немцами города Ленинграда сводилась к группированию вокруг подпольной церкви в Коломягах наибольшего количества верующих иосифлян, что и достигалось через систематически устраивавшиеся богослужения по иосифлянским правилам и проводившуюся антисоветскую пропаганду в форме восхваления дореволюционных условий жизни и опорочивания мероприятий ВКП (б) и Советского правительства.

Дом Анатолия Чистякова.
Дом Анатолия Чистякова.

До о. Клавдия в чердачной церкви служил другой катакомбник — иеромонах Тихон (в мipy — Василий Николаевич Зорин), с которым о. Клавдий был знаком с 1929 года по Александро-Невской лавре. Именно на петроградской квартире Тихона о. Клавдий был арестован в первый раз.

Клавдий Савинский
Тайная церковь в Коломягах. Из материалов дела.

Паства катакомбной церкви в Коломягах состояла из двадцати человек, в основном, женщин — тайных монахинь или при­хожанок иосифлянских храмов. Монахинями были: м. Арсения (в мiру — Евдо­кия Ефимовна Савельева), м. Ангелина (в міру — Людмила Дмитриевна Афанасьева), м. Нина (в міру — Евгения Николаевна Каменева), схимонахиня Георгия, умершая в блокаду. Мо­нахиня Евдокия (Дешкина) провела девять лет в Преображенском Волго-Верховском мо­настыре Тверской епархии под г. Осташковым до его ликвидации летом 1929 года, по­сле чего приехала в Ленинград и устроилась домработницей. Когда в 1930 году закрылся храм Спаса-на-крови, она вместе с другими иосифлянками молилась на квартирах. На службах присутствовало пять—шесть, максимум восемь—девять человек. В блокадную зиму 1941—42 года некоторые прихожане умерли от голода, другие не могли добраться до церк­ви из-за слабости, кто-то эвакуировался. Исповеди часто были заочными, и их записи собирала и привозила в Коломяги м. Евдокия Дешки­на, которая также разносила по иосифля­нам причастие, просфоры, собирала заказы на поминание умерших, заочное отпевание и другие требы.

Коломяги
Книги, изъятые при аресте. 1942 год.

Из дела 1942 года мы узнаем, что о. Клавдий Савинский поддерживал связь с другим катакомбным пастырем о. Михаилом Рождественским. Отцы заочно исповедывались друг у друга:

Во время войны я получил от Рождественского Михаи­ла, через одну верующую из его знакомых, два письма, в которых, вместе с исповедью, сообщалось о том, что он жив и здоров, нахо­дится в Ленинграде, но адреса не сообщалось.

Сохранилось наставление о. Клавдия:

Молить­ся надо, где только есть возможность: в церк­ви, в поле, дома, стоя, сидя, лежа, в ходьбе, за работой. Как можешь, так и молись. Только молитва приведет к спасению.

Поделиться:
Метки: ,
    1. Галина, с днем Ангела, желаю милости от Бога нашего всегда. Спасибо за информацию, живу в Коломягах, что ещё интересного есть с Коломягами

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *