Никодим Святогорец: Давид и Исаия в вербное воскресенье
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) — афонский монах, филолог и богослов, работал над изданием рукописи «Добротолюбия», редактировал труды св. Симеона Нового Богослова, сам сочинял каноны и писал аскетические поучения. Одна из книг Никодима «Еортодромион» (то есть годичный круг праздников) содержит толкования на каноны главных праздников Церкви. Св.Никодим был одним из тех, кто возрождал православную духовную жизнь и имяславие в Греции — импульс, который подхватил и принес в Россию св. Паисий Величковский.
Предлагаем объяснение св. Никодима трех тропарей из праздничного канона Недели Ваий (Входа Господня в Иерусалим).
Песнь 4, тропарь 1
Церковнославянский: Да то́чат весе́лие кре́пкое масти́тельное, го́ры, и вси хо́лми, и древа́ дубра́вная да взыгра́ют: Христа́ хвали́те язы́цы, и Тому́ вси лю́дие ра́дующеся возопи́йте: сла́ва си́ле Твое́й Го́споди.
Да источат елеем бурное веселие горы и все холмы, и деревья дубравные да рукоплещут; хвалите Христа, народы, и все люди в радости восклицайте Ему: «Слава силе Твоей, Господи!»
Толкование преподобного Никодима
Кажется, что в этом каноне недели Ваий соревнуются друг с другом два великих пророка Богоотец Давид и великогласный Исаия, и каждый из них как будто ревнует о том, чтобы поэт преподобный Косма Маюмский выбрал его и составил тропари канона, воспользовавшись его свидетельством. Косма же решает, кому из них двоих даровать победу. Словами этих двух пророков наполнен канон и особенно этот тропарь. Святой песнопевец берет речения у Исаии, который говорит: да отры́гнутъ гóры весéлiе и хóлми прáвду, я́ко поми́лова Бóгъ лю́ди своя́ и смирéнныя людíй свои́хъ утѣ́ши (Ис.49, 13) и еще: гóры бо и хóлми возскáчутъ ждýще вáсъ съ рáдостiю, и вся́ древесá сéлная восплéщутъ вѣ́твьми (Ис. 55, 12). Заимствовав эти строки, гимнограф пишет: да исторгнут, то есть да испустят горы веселие. Веселие это не малое и слабое, а огромное и крепкое. Поэтому и говорится “да исторгнут”, чтобы через это слово представить величие и силу его.
О том же говорит и пророчество Исаии. Он, желая явить в своих гадательных пророчествах преизобилие веселья, которое сокрыто в душах людей, сказал: да отрыгнут, да отрыгнут с силой высокие горы веселие. По какой же причине? Из-за милости, то есть той великой милости, которую сотворил нам единородный Сын Божий, сошедши с неба и вочеловечившись для нашего спасения. Мы знаем о двух пришествиях в теле единородного Сына Божия – первое, когда он был рожден от Девы и с человеками пожил на земле, и это пришествие мы называем милостью. Говорит Господь: не прiидóхъ бо, да суждý мíрови, но да спасý мíръ (Ин.12.47, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир). И по причине этого первого пришествия Исаия и побуждает горы и холмы возвеселиться и взыграть.
<…>
Да источают, говорит песнопевец высокие горы и низкие холмы великое веселие о милости, которой помиловал нас Бог. Так и Исаия говорит: да источают горы веселие. И сразу же объявляет причину веселья: потому что помиловал Господь народ свой. Не только горы и холмы песнопевец вместе с Исаией побуждает веселиться, но также деревья дубравные, да взыграют они ветвями своими. Этим он хочет показать, что горы и деревья разумеют, а народы жестоки и бесчувственны о познаниии Бога и добродетели. И затем он говорит: и вы народы, восхвалите Христа и возгласите: слава силе твоей, Господи. Эти слова взял песнопевец у пророка Давида, который говорит: Хвали́те Гóспода, вси́ язы́цы (=народы), похвали́те егó, вси́ лю́дiе (Пс. 116,1).
Песнь 4, тропарь 2
Церковнославянский: Кре́постию ца́рствуяй ве́ки Госпо́дь облече́н прии́дет, Сего́ красоты́ же и сла́вы, несравне́нно есть благоле́пие в Сио́не. Те́мже вси вопие́м: сла́ва си́ле Твое́й Го́споди.
Царствующий над веками Господь придет, облеченной силою; благолепие красоты и славы Его несравненно на Сионе; потому все мы будем восклицать: «Слава силе Твоей, Господи!»
Толкование преподобного Никодима
Из многих речений Писания составлен и этот тропарь. Выражение «царствующий над веками Господь» взято у Моисея, который говорит: Госпóдь цáрствуяй вѣ́ки, и на вѣ́къ (Исх. 15, 18), а «крепостию облечен приидет» взято из Исаии, который говорит: сé, Бóгъ вáшъ, сé, Госпóдь, Госпóдь со крѣ́постiю и́детъ, и мы́шца егó со влáстiю: сé, мздá егó съ ни́мъ, и дѣ́ло егó предъ ни́мъ (Ис. 40, 10) и из притч: Крѣ́постiю и лѣ́потою облечéся, и возвесели́ся во дни́ послѣ́днiя (31,26). А слова «сего красоты же и славы несравне́нно есть благоле́пие в Сионе» взяты из различных псалмов Давида: От Сióна благолѣ́пiе красоты́ егó (Пс. 49,2), и Госпóдь воцари́ся, въ лѣ́поту облечéся: облечéся Госпóдь въ си́лу и препоя́сася (Пс. 92,1). Составив тропарь из этих речений Писания, песнопевец говорит: Господь, который царствует над веками, сам приходит, облеченный в крепость и силу. Под пришествием здесь нужно понимать со славою и шествием сегодняшний вход Господа в город Иерусалим. Против чего, спросит кто-нибудь имел Господь эту силу и одержал победу? Против смерти, ада и диавола. Потому что истинно и как подобает царю он освободил одним своим возгласом из-под стражи Ада четверодневного Лазаря. <…> Явилась же красота Его мысленному Сиону, то есть Церкви христианской, которая сладчайшего Иисуса созерцает умом благочестивых людей, прекрасно и благолепно и по божеству, и по человечеству.
Песнь 5, тропарь 2
Церковнославянский: Сио́не Бо́жий, горо́ свята́я, и Иерусали́ме, о́крест о́чи твои́ возведи́, и виждь со́бранная ча́да твоя́ в тебе́: се бо приидо́ша издале́ча, поклони́тися Царю́ твоему́. Мир на Изра́иля, и спасе́ние язы́ком.
Сион Божий, гора святая, и Иерусалим, возведи очи свои вокруг и взгляни на собравшихся в тебе чад твоих: ибо вот, они пришли издалека поклониться Царю твоему, – мир Израилю и спасение народам!
Толкование преподобного Никодима
Сионом вообще именуется гора, которая была крепостью и самой высокой частью Иерусалима. А по имени этой горы называется и весь город Иерусалим, как целое по одной части. Итак, к этому Сиону и Иерусалиму, которая есть Христианская Церковь из язычников, обращает свое слово песнопевец Косма, говоря так: Ты, Сион и Иерусалим, возлюбленная Церковь Христова, которая прежде была бездетной и имя твое было Иевус (первое название Иерусалима), то есть чужестранка и иноплеменница, а затем была названа Сионом и из бездетной стала более многодетной, чем иудейская синагога, имеющая мужа, то есть Закон; Ты, которую Давид называет горой святой (Гóсподи, ктó обитáетъ въ жили́щи твоéмъ? или́ ктó всели́тся во святýю гóру твою́? Пс.14,1 и Горá Бóжiя, горá тýчная, горá усырéнная, горá тýчная Пс. 67, 16), возведи очи твои вокруг и виждь, как ранее рассеянные народы, отделенные от Бога идолопоклонством, теперь собрались к тебе. Пришли они сегодня из дальнего места, чтобы поклониться и послужить Царю Христу, которого толпа прославляет и превозносит с вайями и ветвями. То есть пришли издалече от нечестия и зла и поклонились владыке Христу благочестием и добродетелью, как и Исаия возвещает: Возведи́ о́крестъ óчи твои́ и ви́ждь собрáная чáда твоя́: сé, прiидóша вси́ сы́нове твои́ издалéча (Ис. 60,4). И в другом месте: Возведи́ о́крестъ óчи твои́ и ви́ждь вся́, сé, собрáшася и прiидóша къ тебѣ́ (Ис. 49,18). Вот они собрались и пришли к тебе. И еще в другом месте: Сé, сíи издалéча прiи́дутъ, сíи от сѣ́вера и от мóря, инíи же от земли́ пéрсскiя (Ис. 49,12). А о царе Христе он пророчествует, говоря: Сé бо, Цáрь прáведный воцари́тся (Ис. 32,1). Эти народы собрались к тебе, Церковь Христова, и стали твоими детьми духовными через святое крещение. Поэтому и ты явилась Матерью, веселящейся о детях своих, по слову Давидову: вселя́я неплóдовь въ дóмъ, мáтерь о чáдѣхъ веселя́щуся (неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях, Пс. 113,9).
Перевела с греческого Алена Чепель