Как молиться, когда невозможно молиться

Слово об отчаянии Антиоха монаха

Страсть отчаяния — самая ужасная из тех, которые были названы прежде нее, и самая трудноисцелимая. Ибо приводит человека в неверие и безнадежность, и он отдается пагубным бесам и становится для них пищей и предметом радости. Как верный и благонадежный человек есть пища Христу, ибо Он говорит: Моя пища есть творить волю Отца Моего (Ин. 4:34), воля же Отца — чтобы всякому человеку спастись, — так и воля лукавого и человекоубийцы-диавола состоит в том, чтобы ввести в отчаяние и погубить человека. <…> Посему не будем терять надежду о самих себе, но станем твердо в исповедании и скажем с сокрушением сердечным:

Молитва

«Владыко Господи небесе и земли, Царю веков! Благоволи отверсти мне дверь покаяния, ибо я в болезни сердца моего молю Тебя, истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, Света миру: призри многим Твоим благоутробием и приими моление мое; не отврати его, но прости мне, впадшему во многая прегрешения. Приклони ухо Твое к молению моему и прости мне все злое, что я, как человек, побежден быв от собственного произволения, сотворил. Ибо ищу ослабы и не обретаю, потому что совесть моя не прощает меня. Жду мира, и нет во мне мира, по причине глубокого множества беззаконий моих.

Услыши, Господи, меня, как сердце мое вопиет к Тебе. И не внемли дурным моим делам, но призри на скорбь души моей и ускори исцелить меня, зело уязвленного. И даждь мне время отрезвления по благодати человеколюбия Твоего, и избави меня от бесчестнейших деяний, и не воздаждь мне той же мерой, ни восхоти воздать мне достойное по тому, что я сотворил, чтобы я не погиб окончательно.

Услыши, Господи, меня, в отчаянии находящегося. Ибо я, лишенный всякой готовности и всякой мысли ко исправлению себя, припадаю к щедротам Твоим: помилуй меня, поверженного на землю и осужденного за грехи мои.

Воззови, Владыко, меня, плененного и одержимого деяниями моими и словно цепями сдавленного. Ибо Ты единый знаешь, как разрешить окованных, исцелить невидимые раны, которые знаешь только Ты, будучи знатоком тайн. Сколько страстей злых ни присуще мне, в помощь против всех них нахожу Тебя, именуемого Врачом страждущих, Дверью для рыдающих снаружи, Путем для заблудших, Светом для заблудших, Искупителем уведенных в плен, удерживающим всегда руку Твою и непрестающим гневом, уготовленным грешникам, но ради многого Твоего человеколюбия дав нам время отрезвления, яви мне, Владыка, ужасно падшему, Скорый в милости и Медлящий в наказании, и Твоим благоутробием пожелай протянуть мне руку и подними меня из рва беззаконий моих. Ибо един еси Бог наш, не услаждающийся смертию грешников, не отвращающий лицо от слез на Тебя взирающих.

Услыши, Господи, глас раба Твоего, вопиющего к Тебе, и яви Свет Твой на мне, угасшем, и пошли росу Святого Духа Твоего и подай мне дальнейшее усердие, чтобы я воспрял, сильно отчаявшийся в себе.

Обрати, Господи, плач мой в радость мне, расторгни вретище и препоясай меня веселием. И благоволи, да упокоюсь от вечерних моих дел и получу успокоение утреннее, как избранные Твои, Господи, от которых отбеже всякие болезнь и печаль и воздыхание, и да отверзется мне дверь Царствия Твоего, дабы, вошедши с наслаждающимися светом лица Твоего, Господи, получить мне жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем».

Если же так к Нему придем со смиренным сердцем, то примет Он моление наше. Посему мы должны во всяком светоявлении воспевать и славить Его, ибо Он есть причина всяких благ и Начало и Сущность и Жизнь, а тех, кто отпал от нее, — воззвание и воскресение, поскользнувшихся — обновление и напечатление вновь образа Его, стоящих же — утверждение и безопасность. <…>

Посему не будем принимать, возлюбленные, злейший совет диавола, то есть отчаяние, чтобы оно вообще не нашло в нас лазейки. Ибо оно есть соврешенная радость диаволу, но скорее отрезвимся, как блудный сын, и обратимся к милосердному Отцу со стыдом и радостью и скажем:

«Отче! я согрешил против неба и пред Тобою… прими меня в число наемников Твоих и введи в пристанище меня — потерянную Твою овцу, чтобы, найдя меня снаружи, волк-вредитель не пожрал меня. Ибо знаю Тебя, Владыка, доброго Пастыря и Пристань обуреваемых, Надежду ненадеемых, Врача отчаявшихся.

Перевяжи, Владыка, с маслом и вином раны мои, которые мне причинили разбойники. Ибо Ты Сам изрекл, Господи: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». 

Посему, если так помолишься, то восставит тебя как расслабленного и скажет тебе: вот, ты выздоровел; не греши больше. Ибо Сам Господь сказал в притче о вдове и неправедном судье о том, что должно всегда молиться и не унывать. И продолжает: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Cказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Ему же слава во веки веков.

Аминь.

Из книги Преподобный Антиох монах Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний. Перевод, комментарии П. К. Доброцветова. Редакция перевода Д. Е. Афиногенова. Сибирская Благозвонница, 2015.

Поделиться:

Метки:

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *