Видеть в действии: дополнение при глаголе
В первом ирмосе сегодняшнего воскресного канона о переходе евреев через Красное море читаем:
Яко по суху, пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
видя фараона потопляема значит: видя, что фараон потопляется, утопает.
Эта конструкция в предложении состоит из
1) главного действующего лица: Израиль (т.е. народ Божий);
2) его действия – глагол (или отглагольная форма) со значением видеть, слышать, знать и тд: видя ;
3) дополнения – видя кого? : фараона
4) и еще одной отглагольной формы, которая выражает уже действие фараона: потопляема.
С точки зрения грамматики потопляема – это причастие. Но по сути оно означает действие, как глагол.
То же самое видим в таком примере из того же канона:
Бо́га распина́ема пло́тию зря́щи тварь, растаява́шеся стра́хом: но содержи́ тельною дла́нию нас ра́ди Распя́таго, кре́пко держи́ма бе.
Бога распинаема плотию зрящи тварь значит: творение, видя, что Бог распинается…
тварь — 1) действующее лицо
зрящи — 2) действие
Бога — 3) кого? дополнение
распинаема – 4) действие, которое относится к Богу.
Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.
Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте значит: Церковь, видя, что Ты был вознесен на Кресте.
Церковь (1) видевши (2) Тя (3) вознесена (4) …
Уступа́ют мне херуви́ми ны́не, и пла́менное ору́жие, Влады́ко, плещи́ мне дае́т, Тя ви́девше, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, разбо́йнику путь сотво́ршаго в рай.
Перевод:
Отступают предо мною ныне Херувимы, и пламенный меч обращается для меня вспять (то есть меч, который преградил Адаму и Еве вход в рай), Владыка, видя, что Ты, Слово Божие, истинный Бог, сотворил путь разбойнику в рай.
Херувими (1) видевши (2) Тя (3) сотворшаго (4)
Сошествие во ад. Афон, XI в. / ruicon.ru
Фраза «Бо́га распина́ема пло́тию зря́щи тварь, растаява́шеся стра́хом» противоречит Евангелию. У Матфея читаем: » От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Илѝ, Илѝ! лáма савахфанѝ?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:45-47). То есть, на кресте был распят человек Исус, а не святой Дух, сошедший на Исуса, или на Марию (по другой версии).
о, добро пожаловать. это «феопасхитские споры»: Бог или человек пострадал на кресте?
учение несториан и криптонесториан (латинян): человек Иисус пострадал по своей человеческой природе.
учение монофизитов: Бог пострадал божеством (божественной природой).
учение православных (принято, в частности, на 5-м Вселенском соборе, но еще раньше выражено в общем для православных и монофизитов гимне «Единородный Сыне и Слове Божий…»): Бог пострадал человечеством.
православный ответ подразумевает следующее:
божество = божественная природа пострадать не может и не страдало, но пострадал именно Бог = Сын Божий, одна из ипостасей Троицы.
можно еще пояснить так:
— кто пострадал? — Бог (а не человек).
— чем пострадал? — человечеством (а не божеством).
Для меня интерес представляет другое(не указанные споры). Почему в евангелии особо подчеркнуто отсутствия божества в лице Исуса на кресте. Очевидно, что он не считал самого себя богом, с одной стороны, с другой второму поколению христиан было важно подчеркнуть не причастность божества к страданию. А к четвёртому веку они с удовольствием рассуждал о страданиях Бога. Возникает вопрос, а одна ли и также у этих поколений была религия. Иначе говоря, мжно ли евангелистов считать христианами, или они некто иные? И кто эти самые иные по вере? От евангелий впечатлений как от сложного пирога…
«Очевидно, что он не считал самого себя богом» — ага. особенно в сценах Преображения, Вознесения, разных слов от имени Сына Человеческого и бесед с Нафанаилом, и особенно если читать все это на языке эпохи…
так нельзя. Вы создаете собственную фантазию по тексту евангелий из Льва Толстого (или протестантов).
Нет, Толстой и протестанты не причём. Сейчас не об этом. Что касается указанных вами сцен, то что в них, вы не сообщили конкретно. Преображение, скорее, иудеохристианство описание праздника кущей. Исус — царь иудейский, ну никак не Иегова.
Кущей-то оно Кущей, но каких? там небесная скиния, и эсхатологическая.
в целом по Вашему вопросу — см. хотя бы это введение и дальше по библиографии там https://www.academia.edu/15040913/Jesus_Monotheism._Volume_1._The_Emerging_Consensus_and_Beyond_Wipf_and_Stock_Whymanity_Publishing_2015_www.JesusMonotheism.com
Увы, не читаю.
если Вас всерьез интересуют такие вопросы, то надо научиться читать. если не научитесь, то либо будете фантазировать, не зная «матчасти», либо Вам придется довериться какой-то из существующих традиций толкования.