Раздельшуся Иордану: очень независимый дательный
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение…
Так начинается тропарь праздника Крещения. Первая часть на вид очень похожа на дательный падеж – кому? Тебе. А дальше мы автоматически думаем, что вопрос задается от глагола: явилось – кому? – Тебе. Или: поклонение — кому? — Тебе. Но оба варианта неправильные. На самом деле Тебе это хоть и дательный падеж, но значение у него здесь совсем другое. Он образует особый грамматический оборот (dativus absolutus, дательный самостоятельный), который не относится ни к какому глаголу или действию в этом предложении, а совершенно независим. Этот оборот включает в себя несколько слов: Во Иoрдане, крещающуся, Тебе. Чтобы понять эту конструкцию, нужно немного изменить формы слов и подставить служебное слово “когда”: Когда Ты крестился во Иордане … Или: При крещении Твоем во Иордане…
Обычно в таком обороте в дательном падеже стоят два слова: действующее лицо (существительное или местоимение, например, Тебе) и само действие (отглагольная форма, причастие, например, крещающуся).
Другие тропари из канона Крещения:
Утру явльшуся человеком светоносну ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю солнца, Твою выю (= шею), лика мрачна ( = из мрачной страны) родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь.
Утру (дат.падеж) явльшуся (дат.падеж) человеком светоносну ныне из пустыни – это тоже оборот с дательным падежом: Когда явилось людям из пустыни светоносное утро…
Сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, сам посреде их ста. Провозгласи же предстоящим: кто показа, непокоривии, гнева вам уклонитися, хотящаго быти? Плоды достойны Христу сотворите: Предстояй бо ныне мир дарует.
Сшедшимся (дат.п.) без числа людем (дат.п.) от Иоанна креститися – здесь оборот такой независимый, что уже больше похож на отдельное предложение: Когда многолюдные толпы собрались, чтобы креститься у Иоанна…
Раздельшуся Иордану древле, по суху преходят людие Израильстии, Тебе, Державнейшаго, содержаща тварь некоснительне, ныне в водах написующии, к нетленней и полезней стези.
Раздельшуся Иордану древле – Когда в древности разделился Иордан…
То есть:
В древности по разделении Иордана народ Израильский переходит по суше, прообразуя Тебя, Сильнейшего, Который ныне стремительно несет через воды сотворенный мир к лучшему пути нетления.
Имеется в виду ветхозаветное событие, когда бежав из Египта и пройдя через пустыню, евреи под предводительством Иисуса Навина перешли реку Иордан и вошли в землю обетованную. Этот эпизод из Библии (Ис. Нав. 3:7–8, 15–17) читается также на вечерней службе Крещения:
Сказал Господь Иисусу: «В сей день Я начинаю возвышать тебя пред очами всех сынов Израилевых, да познают они, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. И ныне повели священникам, носящим ковчег завета, и скажи: «Как только войдете с края в воду Иордана, во Иордане и встанете».
Когда же отправились священники, носящие ковчег завета Господня к Иордану, и ноги священников, несших ковчег, погрузились с края в воду Иордана, – Иордан же был полон целиком во всем русле своем, как во дни жатвы пшеницы, – то встали воды, текущие сверху, в одно скопление, отстоящее весьма далеко, от города Адами, до предела Кариаф-Иарима; а текущая вниз ушла в море Аравы, до моря Соленого, и до конца иссякла.
И народ стоял против Иерихона; и стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше посреди Иордана в готовности. И все сыны Израилевы переходили по суше, доколе не окончил весь народ переправляться через Иордан.