ИПЦ в России:
как разобраться в буквах А-Б-В-Г-Д
По пунктам
Какие православные церкви есть сейчас в России?
Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:
- Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия);
- Катакомбная церковь в СССР;
- Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила бОльшую часть эмиграции.
В советские времена Катакомбная церковь и РПЦЗ были физически отделены друг от друга железным занавесом. С конца 1980-х, когда железный занавес постепенно стал исчезать, Зарубежная церковь смогла вновь «вернуться» в Россию. Катакомбная церковь к этому моменту была уже очень немногочисленна.
В результате в России получилось не одно православие, а несколько:
- Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);
- Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ, Катакомбной Церкви или греков-старостильников. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).
- Все остальные православные церковные группы, в разной степени примкнувшие к РПЦ МП или к ИПЦ.
Этот обзор посвящен современным ИПЦ в России. Их немало, и они административно разделены. С точки зрения канонов православной церкви такие разделения допустимы — при отсутствии Поместной Церкви епископы равны и не обязаны сохранять административное единство. Об этом говорит, например, известный указ номер 362 Патриарха Тихона, который разрешает епископам существовать автономно и на основании которого была организована также сама РПЦЗ. Большинство ИПЦ в России имеют епископов от РПЦЗ.
Каталог осколков РПЦЗ
Во времена Советского Союза РПЦЗ была настроена резко против Московской патриархии, которую в эмиграции называли «красной церковью». Однако после распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. Зарубежники быстро двигались к воссоединению с официальной церковью, но по пути от РПЦЗ начали откалываться разные группы. Это и есть осколки РПЦЗ. В то же время к этим осколкам присоединялись остатки Катакомбной церкви, «люди с улицы» и те, кто решил покинуть РПЦ МП в поисках настоящего православия.
Представляем список осколков РПЦЗ в России в порядке их возникновения.
- 1995 год. От РПЦЗ отделилась РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь, ранее называлась РПСЦ — Российская Православная Свободная Церковь). Ее административный центр находится в Суздале. Глава — митрополит Феодор (Гинеевский). После кончины в 2012 году ее основателя митрополита Валентина (Русанцова) эта церковь постепенно угасает.
- 2001 год. Официальный разворот РПЦЗ в сторону РПЦ МП. В результате — распад РПЦЗ на РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Во главе первой стал митрополит Лавр (Шкурла), который позже увел этот осколок в Московскую патриархию. Во главе второй остался митрополит Виталий (Устинов). От РПЦЗ(В) впоследствии образовалось много новых осколков, о которых речь пойдет ниже.
- 2002 год. От РПЦЗ(В) отделилась РИПЦ (Русская Истинно-Православная Церковь). Сейчас ее номинально возглавляет архиепископ Омский Тихон (Пасечник), но фактически все решения принимает протопресвитер Виктор Мелехов. После смены не одной юрисдикции, ему удалось возглавить церковное руководство в РИПЦ. Центр РИПЦ расположен в подмосковном Димитрове; постановления Синодов этой церкви невозможно найти в открытом доступе. Взаимодействие с этим осколком затруднительно.
- июль 2006 года. РПЦЗ(В) разделилась на РПЦЗ(В-В) и РосПЦ (Российская Православная Церковь). Во главе РПЦЗ(В-В) (которую по традиции часто продолжают называть РПЦЗ(В)) сейчас стоит епископ Владимир (Целищев). Центр ее сместился из США, где живет епископ Владимир, в Киев — к коммерчески успешному и активному епископу Алексию (Пергаменцеву). Что касается РосПЦ, то она разделилась на несколько частей, о которых речь пойдет ниже.
- ноябрь 2006 года. От РПЦЗ(В-В) отделился протоиерей Вениамин (Жуков) и увел с собой епископа Антония (Рудея). C этим епископом он самостоятельно рукоположил себе еще епископов, образовав совсем маленькую РПЦЗ(В-Ж). Ее центр — в Париже, где живет о.Вениамин (Жуков), но из-за единоличной хиротонии каноничность этого осколка вызывает большие сомнения.
- май 2007 года. РПЦЗ(Л) вошла в РПЦ МП, превратившись в РПЦЗ МП. При этом от нее отделился епископ Агафангел (Пашковский). С помощью греческих киприанитов он рукоположил других епископов и образовал РПЦЗ(А). Киприаниты занимают промежуточную позицию между ИПЦ и МП, а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь с трудом можно отнести к истинно-православным. Ее центр находится в Одессе, где живет митрополит Агафангел.
- июнь 2007 года. РосПЦ разделилась на две части. Первую из них — РосПЦ(А) — возглавляет живущий в США митрополит Антоний (Орлов). В этой группе считается нормальным симпатизировать Гитлеру; некоторые клирики всерьез разделяют его учение. Вторая часть называется РосПЦ(Д); ее возглавляет митрополит Дамаскин (Балабанов), он придерживается строго монархических взглядов и открыто выступает в защиту имяславия.
- ноябрь 2008 года. На базе РПАЦ образовалось Архиерейское совещание (АС РПАЦ), не признанное в Суздальской РПАЦ. Его председатель — епископ Григорий (Лурье), центр распределен между Санкт-Петербургом и Мятлево Калужской области. АС РПАЦ признает таинства всех других осколков РПЦЗ, исповедующих правую веру. В июне 2016 года АС РПАЦ и РосПЦ(Д) официально установили взаимное общение.
- декабрь 2009 года. От РосПЦ(А) отделился архиепископ Виктор (Пивоваров), образовав небольшую РосПЦ(В) с центром в Славянске-на-Кубани. Он так и остается единственным епископом своего осколка. Владыка Виктор пишет много статей на церковно-политические темы, интересуется инопланетянами и страдает из-за того, что враги регулярно облучают его из разных углов помещения.
- декабрь 2014 года. От РПЦЗ(А) отделились группа под предводительством братьев Алферовых — епископа Дионисия и священника Тимофея. Так образовалась РПЦЗ(А-Д). Причины отделения связаны с политикой. В этой церкви распространены идеи киприанизма, то есть так называемого среднего пути между экуменизмом и православием.
- октябрь 2015 года. РПЦЗ(В-В) раскололась сразу на три части. От ядра РПЦЗ(В-В) отделился епископ Анастасий (Суржик), оставшийся автономно (его можно обозначить как РПЦЗ(ВВА)), и группа епископа Мартина (Лапковского). Она выбрала своим первоиерархом австралийского митрополита Филарета (Семовских), образовав РПЦЗ(ВВФ). Это небольшая и очень политизированная группа, некоторые ее лидеры исповедуют имяборчество. Их центр находится в Истринском районе Московской области.
- ноябрь 2015 года. Епископ Стефан (Сабельник), живущий в США, прервал административное подчинение Синоду РИПЦ и вместе со своей епархией перешёл на акефальное положение. В марте 2016 года под его омофор ушла примерно половина клириков РИПЦ. По аналогии с другими группами можно назвать их по первой букве имени епископа – РИПЦ(С).
- июнь 2016 года. Начался раскол в РПЦЗ(А). От нее отделяется американский архиепископ Андроник (Котляров), которого поддерживает архиепископ Софроний (Мусиенко) из Новгородской области. Возможно, скоро мы услышим о появлении РПЦЗ(А-А).
Некоторые другие церковные группы в России
Помимо осколков РПЦЗ в России есть другие, еще более мелкие ИПЦ и церковные группы.
- HOCNA — Православная Церковь в Северной Америке с центром в Бостоне. В этой церкви официально исповедуется имяславие и исторически есть сильная связь с греческими старостильниками. В России у HOCNA есть два небольших прихода без священников.
- Несколько групп греков-старостильников, минимально представленные в России. Самые известные из них: хризостомовский синод (имяборцы), ламийский синод, две разных группы матфеевцев.
- ИПЦ(Р) – большая разношерстная группа под руководством митрополита Рафаила, а также несколько групп диомидовцев, возникших после отделения в 2008 году от РПЦ МП епископа Диомида (Дзюбана).
- Экуменические и обновленческие церковные группы: АПЦ (Апостольская православная церковь), УАПЦ(о) (Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)) и др. Из известных деятелей к ним принадлежат журналист «Радио Свобода» отец Яков Кротов и историк Лев Регельсон, а ранее принадлежали о. Глеб Якунин и Валерия Новодворская.
А дальше?
Будут ли осколки РПЦЗ крошиться и дальше? Если только чуть-чуть. Похоже, что процесс дробления достигает своего предела. Люди устали от ненужной войны и уже плохо помнят, из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Сейчас началось сближение некоторых единых в вере осколков. В июле 2016 года установили общение РосПЦ(Д) и АС РПАЦ. Ведутся и другие переговоры о сближении. Можно просто признать таинства друг друга, без создания общего Синода. Если осколок РПЦЗ считает себя самым истинным, не признавая других, то вряд ли он сохранится через одно-два поколения.
АПДЕЙТ: 4 апреля 2017 г. восстановили евхаристическое общение РИПЦ(С) и РПЦЗ(А-А).
Подготовила монахиня Ксения (Митренина) для Островов
у РПЦ МП даже в уставе не указано вероисповедание- с чего это все эти структуры (осколки данной секты) «православными»-то именуются?
1) В статье ничего не сказано о РосПЦ (Андриана), отделившейся от РосПЦ(Д).
2) Также не упомянуты несколько групп диомидовцев.
2) Давно ли ИПЦ(Р) стала «канонически неприемлемой»? Помнится, В.М.Лурье пел им дифирамбы и называл «новыми детьми Авраама».
спасибо, сейчас добавим про диомидовцев.
«… а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь с трудом можно отнести к истинно-православным».
Это ложь и клевета. После подписания Омологии с греками в нашей Церкви категорически не допускается никаких духовных контактов, тем более причащение (!) с еретической МП! Если такое где-то и происходит (чего лично я не знаю), значит по недоразумению или скрыто от нашего священноначалия. Просьба исправить!
Дорогая матушка, как сделать так, чтобы Вам поверили:
достаточно, чтобы ваши церковные власти издали хоть один официальный документ, прямо запрещающий интеркоммунион с МП. — а то сколько их просили, а они никак. я даже сам в ЖЖ просил как-то м. Агафангела, чтобы он просто публично сказал, что ижевским отцам (и всем вообще) запрещается интеркоммунион — так ведь нет же, не хочет.
а теперь Вы предлагаете начать вам (РПЦЗ(А)) верить прямо вот с этого момента. получается, что раньше врали, а теперь обещают больше не врать, «потому что омология». нет, хотелось бы признания, что раньше врали, — чтобы было понятно, что есть какое-то осознание изменения.
а если не это, то хотя бы прямое и обязывающее указание относительно запрета интеркоммуниона с «мировым православием».
а пока так: такого обязывающего документа прямого действия в РПЦЗ(А) нет, практика интеркоммуниона в прошлом — есть, попытки — в том числе, м. Агафангела — скрыть эту практику враньем — тоже есть, а поэтому сейчас мы с готовностью поверим Вашей личной искренности, но не поверим в Ваши гарантии относительно Вашей церковной организации.
Спаси Господи за ответ! Я просто имела ввиду, что, когда пишется «…а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП», то наверно имеются ввиду какие-то конкретные случаи. Назовите, пожалуйста, их. В противном случае, это выглядит голословным обвинением. По поводу издаваемых документов и заявлений — это уже немного другой случай.
Дорогая матушка Вера, отец Олег Миронов без проблем причастит человека, который причащается в РПЦ МП. Ему это запрещают? Нет. Вызывают «на ковер» его из-за «досаждения епископу».
(это был ответ от меня — мон. Ксения, автор).
Думаю, что случаи с о. Олегом Мироновым, если таковые имеют место быть, неизвестны нашему Синоду. У о. Олега, к сожалению, некоторые взгляды не совсем православны (сказывается образование московских духовных школ), рано или поздно, верю, Господь поможет разобраться со всеми этими вопросами. Но, повторяю, такой практики причащения членов МП в нашей Церкви нет. Если кто-то это делает втихаря, то и будет сам за себя в ответе перед Богом.
Насчет общения с оф. православием (в том числе с МП) в Омологии четко написано, пар. «Г», пункт 6:
Все эти так называемые официальные Церкви, уже решительно, последовательно и без покаяния перешли к процессу синкретического отступления сергианского и экуменического типа – анти-церковному и анти-каноническому процессу, который лансируется или допускается соборно их священноначалиями. С этими церквами Истинная Православная Церковь не может иметь никакого молитвенного и административного общения или общения в таинствах, будучи верно своим экклезиологическим принципам в отношении «лжеепископов» и «лжеучителей».
Эта Омология подписана и утверждена нашим Арх. Собором. Также есть постановление Арх. Собора о непоминовении на проскомидии членов МП и др оф. церквей.
Так что официальное исповедание налицо. Нет никакого молитвенного, админстративного и сакраментального общения.
Ижевцы были до Омологии. И сейчас они не с нами. Насчет документов, св. Василий Великий, например, не выпускал никакого документа о покаянии в своем полуарианском прошлом, когда пришел к единству со св. Афанасием Великим. И подобных примеров множество.
насчет полуарианства Василия Великого, это ошибка (полуарианство было только у отца Григория Богослова; мб., Вы спутали с евстафианами, с которыми ВВ был в общении, когда остальные православные в общении с ним не были, но потом ВВ прервал с ним общение, когда тот примкнул к македонианам).
в целом же, я очень рад, что есть такие документы, и благодарен Вам, матушка, что Вы их назвали. мы были бы готовы опубликовать на Кредо их обзор, если бы Вы нам их прислали (кажется, в свободном доступе есть только Омология).
Матушка Вера, Вы, наверное, верите своему первоиерарху, а я нет. Я не сомневаюсь, что он в очередной раз легко примет очередное МП РПЦЗ, не накладывая на них никаких ограничений — лишь бы они увеличивали его численность.
И узнайте как-нибудь взгляды Вашей Церкви (киприанитов) в Чехии. Эта омология с ее прекрасными пунктами им совсем не мешает.
конкретные случаи, которые знаю лично я, — это ижевские отцы, которые присоединились к РПЦЗ(А) недели через три после разговора по скайпу со мной, где я им сказал, что у нас интеркоммунион с МП невозможен.
после чего имели место и те обсуждения в жж с участием м.Агафангела, на которые я сослался выше.
Ижевские отцы — это дело прошлое. С подписанием Омологии с греками нейтрализовались все ошибки, связанные с еретической МП, тем более, что она чем дальше, тем больше погружается в ересь экуменизма и сергианский раскол. Лично я считаю Омологию некой точкой отсчета по направлению к строгому исповеданию православной веры. Ныне причащения членов МП в нашей Церкви не приемлемы ни под каким «соусом»)). Если раньше, возможно, закрывались на это глаза, то сейчас это просто недопустимо ввиду подписания общего документа с греками. Разве что, по чьему-то недоразумению или собственному произволу, скрыто от священноначалия. Простите, что повторяюсь, но это так.
Насчет св. Василия Великого, ничего я не спутала. Св. Василий еще в сане диакона сопровождал своего епископа Диания-полуарианина, когда последний подписывал полуарианское (омийское) исповедание 1 января 360 г. в Константинополе. Дианий был известный полуарианин, который подписал еще постановление собора, на котором был «лишен сана» св. Афанасий Великий. Но св. Василий явно родился, возрастал и вышел из среды полуариан в окружении еп. Диания. Так как и родился он уже после 1 Вселенского Собора, когда весь восток отпал в арианство. Это описано у Карташева «Вселенские Соборы», Москва, 1994: стр. 89, 110.
И рукоположен во диакона св. Васлий Великий был еп. Дианием.
Это известный факт, что он был рукоположен полуарианином.
Тем самым автоматически он выходит из полуариан.
Однако, нигде св. Василий не приносит слезное покаяние, что был в молитвенно-сакраментальном единстве с полуарианами и принял от них рукоположение. И не надо нам пенять на крипто-экуменическое прошлое. Главное, где мы сейчас находимся. Вы ведь и сами, насколько мне известно, прошли через МП — РПЦЗ — РПАЦ.
Насчет постановления Чрезв. Арх. Собора РПЦЗ от от 13/26 ноября 2014 года:
«3. Преосвящ. Георгий зачитывает письмо из Синода ИПЦ Греции Первоиерарху РПЦЗ (прилагается).
После обсуждения,
Постановили: 1) Поскольку мы не имеем молитвенного общения с представителями официальных Восточных Церквей и РПЦ МП, мы не поминаем членов этих юрисдикций на проскомидии».
Отсюда следует, что причащать их и подавно никто не смеет!
да, матушка, Вы правы насчет ВВ, а я ошибся — забыл. сейчас сверился.
экуменическим прошлым не попрекаем.
если в РПЦЗ(А) такие документы приняты, то на уровне документов претензий быть не может. спасибо, что разъяснили.
тогда нас с вами разделяет только имяборчество.
А как же РПСЦ (белокриницкой иерархии?), и ДПЦ (новозыбковцы)?
РПСЦ слишком управляемы из МП, чтобы можно было о них говорить как о чем-то самостоятельном.
с РДЦ (если Вы о новозыбковцах) у нас (АС РПАЦ) богословский диалог. априорно мы готовы их признавать.
Franny Glass:
13/08/2016 в 17:25
«Матушка Вера, Вы, наверное, верите своему первоиерарху, а я нет. Я не сомневаюсь, что он в очередной раз легко примет очередное МП РПЦЗ, не накладывая на них никаких ограничений — лишь бы они увеличивали его численность.
И узнайте как-нибудь взгляды Вашей Церкви (киприанитов) в Чехии. Эта омология с ее прекрасными пунктами им совсем не мешает».
Я верю Господу моему Иисусу Христу, Который ведет Свою Церковь, и соборности Церкви, прежде всего, в лице ее священноначалия и церковных Соборов, на которых принимаются те или иные решения, вкупе с другими братскими Церквами. Что касается личностей каких-либо членов Церкви или даже самого Первоиерарха, то все мы люди грешные и можем ошибаться. Поэтому не стоит столь уж акцентироваться на отдельных лицах, а то получается некий культ личности. И тем более гадать на «кофейной гуще», как поступит и что сделает Первоиерарх.
Насчет Чехии. Поскольку здесь речь велась о конкретной фразе в статье, где говорится о якобы причащении нашей Церкви членов МП, то я и отвечала по этому поводу. Что там делается в сестринской Церкви в Чехии, пусть отвечают они сами.
Basil Lourié:
13/08/2016 в 16:46
«да, матушка, Вы правы насчет ВВ, а я ошибся — забыл. сейчас сверился.
экуменическим прошлым не попрекаем.
если в РПЦЗ(А) такие документы приняты, то на уровне документов претензий быть не может. спасибо, что разъяснили.
тогда нас с вами разделяет только имяборчество».
Я рада, что мы с Вами в чем-то обрели взаимопонимание!
И вообще должна заметить, что нападки со стороны Портала в адрес Митрополита Агафангела происходят не в пользу ИПЦ, если таковой вопрос действительно интересует данную группу. Дело в том, что сейчас сложилась такая ситуация в нашей Церкви, что в оппозицию к Митрополиту стали как раз те, которые не очень приветствовали Омологию с греками, т.е. не до конца разорвавшие духовные корни с МП, иначе крипто-экуменисты: о. Евгений Корягин, о. Олег Миронов, ижевцы, которых они, не скрывая, поддерживают, и прочие лица, вдохновляющие на «священную борьбу» против Первоиерарха. Также и те, кому просто безразличны вопросы вероисповедания, но кому желательно занимать высокие позиции в церковном аппарате, или просто как-то выжить, включая и двух непослушных епископов. А законного Предстоятеля поддерживают как раз те, у кого на первом месте стоят вопросы вероисповедания и сохранения Церкви, но никак не примитивное следование за «человеком». Это люди трезвые, рассудительные, адекватные, пусть иногда и горячие в спорах, неравнодушные к вере, которых я знаю лично. Митрополит, как бы его ни склоняли налево и направо, подписал общее вероисповедание с греками, румынами, его поддерживает и Старостильная Болгарская Церковь, и он идет в нужном для Церкви направлении. И какие бы личные взгляды у него ни были, все же, он подчиняет их церковному сознанию и не выходит за рамки истинного исповедания православной веры. Мы теперь не будем касаться вопроса имяславия. Это отдельная тема. Я говорю сейчас о крипто-экуменизме, в связи с обвинениями в наш адрес именно в этом. Так что, рассмотрев более детально реальную обстановку, сложившуюся в связи с саботажами наших смутьянов, которые действуют хаотически, непоследовательно, кое-как (бьют, как говорится, тем, что первое в руку попадется, не гнушаясь даже обвинениями в сергианстве, смешно, право)), можно придти к выводу, что, вероятно, из Церкви отсеиваются именно те, кто привержен к этому самому крипто-экуменизму или люди просто теплохладные к вопросам веры. Поэтому немного смешновато смотреть на то, как этих людей поддерживают сейчас именно те, кто позиционирует себя как самых ревностных апологетов ИПЦ, и в т.ч. ваша группа.
не будем преувеличивать проблем с вероисповеданием тех архиереев, у кого оно определяется внешними факторами, а не их собственным пониманием. сейчас м.Агафангел закатился в одну лузу, а его оппоненты в другую. лузы отличаются, а шары одинаковы в качестве субъектов богословствования. поэтому теми же шарами можно сыграть и другую партию, а сами они как не начинали думать, так и не начнут. — имеют право, конечно, но пусть тогда не обижаются, что в них тыкают кием.
а от имяславия нам, увы, не отрешиться. любой союз с греками архиеп. Каллиника будет имяборческим, и это такая партия, которая уже сыграна без нас, и нам на нее не повлиять, — хотя и там точно такие же шары.
Ну что ж, счастливой вам партии в бильярд!))
Продолжаю тему обличения клеветы на Истинную РПЦЗ, возглавляемую митрополитом Агафангелом, поднятую м. Верой на портале «Острова». Рассказывая о событиях 2007 года Вы указываете: «май 2007 года. РПЦЗ(Л) вошла в РПЦ МП, превратившись в РПЦЗ МП. При этом от нее отделился епископ Агафангел (Пашковский). С помощью греческих киприанитов он рукоположил других епископов и образовал РПЦЗ(А). Киприаниты занимают промежуточную позицию между ИПЦ и МП, а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь с трудом можно отнести к истинно-православным. Ее центр находится в Одессе, где живет митрополит Агафангел.» На поверку выявилось что м. Агафангел виноват в том, что отколовшиеся от него Ижевские отцы причащают мирян из МП и киприаниты кого-то причащают в Чехии (неужели чад МП?). Если автор монахиня Ксения, то это как-то объясняет, но если это читает епископ Василий и одобряет?!? Неужели и Вас можно в чем-то обвинить если кто-то где-то что-то сделает??? Где элементарная логика? Второе. вы пишете что согласно указа 362
«С точки зрения канонов православной церкви … епископы равны и не обязаны сохранять административное единство». Это ложь. Читайте п.2,3 указа патриарха Тихона. Вот они: «2. В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).
3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.» Не трудно догадаться, что кампания оболгания митрополита Агафангела выгодна всем кто по гордости своей не хочет подчиниться указу патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362 и войти в общение со старейшим по сану Архиереем, которым является…. внимание!!!…. Митрополит Агафангел !!!!
Православному человеку (в особенности, русскому по национальности) свойственно особое качество – хранить верность (быть лично преданным) человеку, который является для него духовным авторитетом. Такой «авторитет» становится для преданного ему человека маяком во тьме, «лучом света в темном царстве». Это, на мой скромный взгляд, большая язва русского православия. Авторитет становится между христианином и самим Христом, при этом верующий теряет столь нужную в наши лукавые дни способность различения того что Божие от того, что человеческое. Верность Истине подменяется верностью человеку. Эта подмена очень сильно влияет как на «ведомого», так и на «авторитета», вызывая у последнего чувство собственной непомерной значимости и равнодушия к тем, кто его не боготворит. Место епископа в Церкви стало камнем преткновения как для верных, так и для внешних. Молчаливое епископское трёхсотие РПЦ МП, спаянное в гигантский монолит своими корпоративными интересами, и разбившийся в щепки об этот монолит корабль РПЦЗ с его «что ни епископ – то Церковь» являются главными (на мой взгляд) причинами обильного пополнения рядов баптистов, иеговистов и всяких сект бывшими русскими – нынешними россиянами. Бесконечные дрязги между священноначалием осколков РПЦЗ и сверкающая богатством иерархия МП лишают православие ореола святости, истинности. Церковь как место, где встречаются двое: Бог и человек, в глазах «внешних» стала чем-то лишним — как пыльный рушник на бабушкиной иконе. Проповедь истинного православия становится тяжким бременем для верных, ибо всякая вера для незнакомого с ней человека – это, в первую очередь, личность того, кто номинально возглавляет иерархию этой веры. И когда говорят «православие», то в первую очередь для «внешнего» в уме возникает образ патриарха Кирилла, когда говорят «истинное православие» — то возникает … что? — Пустота. Потому что «место» уже занято. Православие=МП. Эта формула отводит от Церкви тех, кто смотрит на часы патриарха, и она же, цементирует саму МП, не позволяя тем, кто пребывает внутри неё, преодолеть свой страх перед утрачиванием авторитета-луча истины, ничего не обретя взамен. А взамен ему придется учить буквы в круглых скобках, стоящие после РИПЦ, РосПЦ, РИПЦ, РПЗЦ. Думают ли об этом сами епископы-церкви? Осознают ли они, что разделяющее их самолюбие и тщеславие обедняют нивы Христовы, и там, где могла процветать Истина – процветает МП, ЕХБ и свидетели башни?
«Бояре дерутся, а у холопов чубы трещат».
А нам-то, православным овцам, что делать? Если скажете «идти за Христом», соглашусь бесспорно «Аминь». Бог создал одну-единственную лечебницу — ортодоксальную, православную, Церковь, а тут на выбор чуть не весь алфавит. Судя по тому, что происходит в РПЦ МП, в её многочисленные сейчас ни ходить, ни исповедоваться там, ни причащаться нельзя. Память и сознание говорит, что гарантом чистоты веры была РПЦЗ, но сегодня от обилия разделившейся самой в себе РПЦЗ голова кругом.. При этом для нас, глупых и доверчивых овечек, самое сложное заключается в том, что все и каждый одновременно правы, как утверждают сами разъединившиеся. Нас, пожалуйста, пожалейте: договоритесь между собой наконец, кто из вас прав, кто недостаточно прав, а кто может быть совсем неправ. Это возможно или будете продолжать множиться по известному выражению: «Самозванцев нам не надо, командиром буду я»? Неужели вы не можете понять, что неумением слушать и слышать друг друга, договариваться, неуместным упрямством, своеволием, гордостью и ещё не весть чем служите совсем не Богу и радуете общего для всех людей врага? Пощадите!
Татьяна, Вам бы с таким же горячим воплем обратиться к Господу Богу, чтобы Он указал путь. Что делать, уж в такой ситуации, в таком времени мы живем, по слову одного их последних Оптинских Отцов, что «корабль разбит, но и на щепочках можно спасаться». Конечно, соблазнительно влезть на большой сверкающий Титаник «мирового православия», но, видно Вам уже понятно, что там «что-то не так». Щепочек (островов) много, и среди этого «А,Б,В,…» много православных по вере и канонически приемлемых общин, епархий, епископов. Почему Вы думаете, что только одна из них может быть Церковью? Да, православные в наши дни раздроблены в административном плане. Это не должно смущать во-первых, потому что это изначально не было в Церкви значимым, во-вторых — в истории бывало всякое, особенно во времена глобальных ересей. Но как Евхаристический Хлеб будучи раздроблен в каждой частичке есть Тело Христово, так и православные Евхаристические общины, если они едины в сятоотеческой вере и каноническом строе — Церковь Христова, и каждая со своим епископом — во всей полноте. Так что нужно из «глупых и доверчивых овечек» возрастать до овец словесных, и искать тех, для начала, кто исповедует правую веру.
Разрешите мне, уважаемая Татьяна Ивановна, написать Вам немного по поводу вашего поиска. Дерзну дать вам пару советов. Но не от того что умный сам, а просто я вас прекрасно понимаю, я сам был в такой ситуации и, прочитав ваше горькое взывание к читающим, просто не могу пройти мимо, т.к. и сам также «вопияше» :)
Во-первых, все епископы ИПЦ сразу друг с другом не договорятся: слишком много противоречий и элементарных человеческих страстей (присущих всем людям) бурлят в головах. Иногда расхождения между ними весьма значительные, иногда не очень, но преодолеть их возможно только идя навстречу друг другу — если один епископ протягивает руку другому, а тот в ответ обзывается всякими разными церковными ругательствами (еретик, раскольник, самосвят и т.п.) — то тут «договориться» не получится. Поэтому среди всех этих букв в круглых скобках ищите того епископа, кто готов «договариваться» с тем, кто сейчас не состоит с ним в евхаристическом общении. А вот по каким принципам договариваться — тут уже смотрите, разбирайтесь по вере вашей. Если же епископ считает себя аки солнцем — одним-единственным «светочем» истины во мраке и на других смотрит не иначе как на «проклятых еретиков» — то лучше не идите к нему, это заразно. Вот, рискну привести Вам один факт: в июле прошлого года состоялось первое сослужение архиереев из двух независимых ИПЦ: РосПЦ(Д) и АС РПАЦ. Здесь на «Островах» есть информация об этом. Это было для меня лично очень радостной новостью, потому что это взаимное признание друг друга свидетельствует о стремлении архиереев не разделять паству (и господствовать над ней), а наоборот, об их: 1) психическом здоровье, и 2) стоянии в Истине, которой они не поступились ни на йоту, но и в то же время обнаружили, что Истина у них — одна.
И во-вторых, хотел бы присоединиться к словам владыки Игнатия: придется, всё-таки, из «глупых» становиться «разумными», другого выхода нет, т.к. уж очень умело лукавство прячется под маской Истины. Придется много читать, много думать, размышлять, спрашивать, и, конечно, молить Бога о вразумлении. Без Бога — не до порога. От Него научаемся, Им и спасаемся. Вот к Нему и нужно взывать непрестанно, иногда уже кажется, что выхода нет, но это просто мы еще не готовы, еще не очистились, чтобы взойти на брачный пир. «Грядущего ко Мне не изжену вон» — Христос не оставит. Только была бы совесть чиста, и не было в сердце лукавства, злобы и обиды. Приходить ко Христу (и к ИПЦ как Телу Христа) нужно не из обиды на кого бы то ни было и не из осуждения табачного патриарха и т.п., а потому что не можешь быть со Христом только на службе, а потом — «я отдыхаю», потому что не хочешь сам себя обманывать что «грех епископа — это не мой грех», потому что не можешь больше придумывать оправдания своему соглашательству с явной ложью и актёрством на амвоне, потому что вырос уже из детских штанишек «батюшка простите — батюшка благословите». Если ищешь Правды — то непременно найдешь, только не надо торопиться и ломать дров, нужно задать вопросы самому себе: что (или кто) для меня Церковь, почему я куда-то хочу уйти и что хочу найти в конечном итоге? А вот молитва и книги — помогут найти ответы.
Помогай Вам Господь.
Милый, дорогой, ненаглядный, добрый, светлый Виталечка! Пожалуйста, давайте призовём каким-то образом священнослужителей, епископов, митрополитов Христа ради вспомнить о нас. Давайте вместе, дружно, попросим их собраться и Христа ради поговорить, договориться между собой. Страдают -то люди во-первых, во-вторых пятно на всё православие и (о, ужас) на Богом созданную Лечебницу. Это не может нравиться Творцу!!! Наши мудрые предки говорили: «Бог долго терпит да больно бьёт». Боюсь, интуиция женская подсказывает — стукнет, стукнет так, что мало не покажется. А у меня в России сын с семьёй, в Америке — дочь с моими любимыми внуками, вот и болит душа, вот сердце и рвётся в клочья. Виталий, прошу, придумайте что-нибудь
Татьяна Ивановна, спаси Вас Господь за такой букет качеств, которыми Вы меня одарили, это очень к многому обязывает, я восприму их как цель, к которой нужно стремиться, как аванс. Дай Вам Бог!
Если, как вы написали, «стукнет» — то это ведь не самое страшное. Когда гром грянет — тогда уж наконец, мужик перекрестится, помните пословицу? В страшное время люди вспоминают о Боге, очищаются от привязанности к бытовым благам, от барахла в доме и в душе. В испытаниях душа крепнет. В болезнях научается терпению, очищается сердце и видит Бога. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Почти все святые в конце жизни сильно болели, иногда прямо мучились от боли. Не надо бояться, совершенная Любовь изгоняет страх.
Гораздо страшнее обратное — благоденствие, достаток, сытость. От этого рождается пресыщенность, теряется благодарность Богу, молитва становится сухой и внешней. Посмотрите на Европу, последние 50 лет пребывающую в состоянии пресыщенности и самодовольства: Кончита, гей-парады, легализация наркотиков, педофилии, эвтаназия, венчание мужеложников и женщина-лесбиянка-епископ. Вот это страшнее, потому что в таком состоянии человек превращается в скота. Страшнее революции в России может быть только сытая и довольная жизнь в ней — это приводит к забвению Бога и обезьянничанью перед Западом, перениманию у него всего «передового» опыта.
«Придумать что-нибудь» у меня вряд ли получится,Татьяна Ивановна, не по Сеньке шапка. Выгрести б хлам из своей головы, сердце приучить к непрестанной молитве — вот для меня задача. А призывать архиереев к миру и согласию, судя по всему, безполезно. Каждый епископ самодостаточен, ему никто особо не нужен. Все они — монахи, детей у них нет, душа за них, как у вас — не болит. Причастие каждый из них получает от самого себя, хоть каждый день, без исповеди. У них вся полнота Таинств. Кого хотят — рукополагают, кого хотят — запрещают, проповедовать им не нужно — мы сами к ним приходим со склоненными головами, измученные от отсутствия Причастия, уставшие от одиночества, в поисках Христа, Который на самом деле ведь -всегда с нами до скончания века, лишь бы мы не отреклись от Него. Вот к Нему и будем притекать, Татьяна Ивановна, Его одного и будем искать, и Он не оставит, ведь Церковь — это Он и есть. И дай нам Господь самим стать Церковью Его, и Он наставит и всему научит Сам.
Спаси Вас Бог! Четко, «по полочкам», ясно и понятно. А Вы сами лично в каких юрисдикциях пребываете?
Актуализируйте, пожалуйста, каталог:
4-го апреля 2017 восстановили евхаристическое общение РИПЦ(С) и РПЦЗ(А-А)
http://credo.press/site/?act=news&id=125136
спасибо, добавили.
Чудесно, осталось остальным «буковкам» собраться в евхаристическое, догматическое и каноническое единство и нам, пасомым, счастье духовное будет. Помоги всем Господи!
Какъ быть мірянамъ-5
Господи Ιисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя, грѣшнаго
Длинный и долгій списокъ христіанскихъ конфессій (автономныхъ, национальныхъ, автокефальныхъ, каноническихъ, неканоническихъ, альтернативныхъ, псевдохристианскихъ ), для подданаго разчленённой Россійской Имперіи, привыкшаго къ астрономическимъ разстояніямъ въ своихъ земляхъ и бумагамъ съ большими числами и многими нулями, напримѣръ, 1000 рублей, не производитъ должнаго впечатленія. Какъ ни стараются манипуляторы-экуменисты и другіе ихъ финансирующіе-создавшіе разкольники и масовня-сатанисты, рисуя и разписывая мелкими деталями, листиками и прожилочками мистическое, созданное въ недрахъ ихъ оккудьтнаго хозяина, отца лжи и человѣкоубійцы, Дьявола, «Дерево Христіанской Церкви съ Ея ветвями-церквями», – ортодоксальное христіанство, т.е. Единая Святая, Соборная и Апрстольская Церковь, не закабалённая членствомъ въ ММСЦ (міровомъ масонскомъ совѣте церквей), анафематствуетъ ученіе о «церковныхъ ветвяхъ», ученіе экуменизма.
Ничего новаго или интереснаго здѣсь, въ исторіяхъ разколовъ и ересей, нѣтъ и не будетъ. Еф.4:5 одинъ Господь, одна вѣра,
одно крещеніе. 1Кор.1:10
Умоляю васъ, братія, именем
Господа нашего Ιисуса Христа,
чтобы всѣ вы говорили одно, и не
было мѣжду вами раздѣленій, но
чтобы вы соединены были въ
одномъ духе и въ однихъ мысляхъ.
Есть ли въ цивилизованныхъ государствахъ законъ, запрещающій на территоріяхъ кладбищъ выкапывать червей для рыбалки, или для научныхъ опытовъ, или для приготовленія въ пищу, или для обрядовыхъ цѣлей въ колдовскихъ ритуалахъ? Есть, и безъ лишней детализаціи – запрещены любые земельные работы безъ предварительнаго согласованія съ администраціей кладбища. Есть ли на кладбищахъ отдѣльные участки захороненій для православныхъ, для протестантовъ, для католиковъ? Есть, и не только участки отдѣльные, но и кладбища отдѣльные.
А есть ли на современныхъ кладбищахъ построссійскихъ государствъ отдѣльные участки для истинно-православныхъ христіанъ, для христіанъ РПЦЗ, РПАЦ и «субразкольныхъ» юрисдикцій? Или современнымъ антиэкуменистамъ уже малоинтересно, гдѣ быть похороненнымъ, и удастся ли перейти въ міръ иной по христіански, безболезненно, непостыдно, мирно, въ надеждѣ дать добрый отвѣтъ на страшномъ суде Христа?
Если одна мизерная группа архиерѣвъ пытается «заживо» похоронить другую, столь же мизерную группу другихъ епископовъ, а третья ещё болѣе малочисленная группа всё это въ режимѣ «онлайнъ» анализируетъ, и подобные взаимные «похороны» и комментаріи и некрологи составляютъ чуть ли не основную часть миссионерской дѣятельности, то какъ быть мірянамъ?
Это же видно любому христіанину, безъ «богословскихъ образованій», какъ правило полученныхъ современнымъ клиромъ въ совково-экуменическихъ семинаріяхъ-академіяхъ или ещё худшихъ «ВУЗахъ», готовившихъ специалистовъ широкаго профиля съ узкимъ, рабскимъ менталитетомъ для рабскихъ низкооплачиваемыхъ работъ въ сырьевомъ государствѣ. Видно, что интернациональная каста жрецовъ-экуменистовъ(читай, жрецовъ-сатанистовъ), для маскировки и дезоориентаціи использующая въ въ своихъ названіяхъ слова «православіе, церковь, христіанство», всѣми силами пытается стравить и разколоть истинноправославныхъ христіанъ. И пытается давно – съ перваго вѣка. И большинство разколвъ въ Церкви инициировали епископы.
Объ этомъ свойстве нашего Византійскаго Православія даже атеисты проповѣдуютъ, напримѣръ, А.Г.Невзоровъ, что Православная Церковь въ той ипостаси, что намъ извѣстна со времёнъ св. царей Константина и Феодосія Великаго, а на Руси – со времёнъ св. князя Василія Кіевскаго, не можетъ быть безъ поддѣржки благовѣрныхъ князей и царей. А когда стали «поддѣрживать» политбюро «Славы КПСС» и др. сатанисты въ митрахъ и ватникахъ – известно, что получилось и чѣмъ закончилось…
Для меня лично, напримѣръ. эти общедоступные историческіе знанія – стимулъ для усиленія молитвы Святому Кресту, за Россійское Отечество и о дарованіи Руси благовѣрнаго Императора, который бы властью, данной ему Богомъ, укрепилъ бы Церковь, т.к. епископамъ это не по силамъ.
Здравствуйте! Прошу внести уточнение — в 2016 году архиепископ Севастопольский и Южно-Российский Мартин (Лапковский) отделился от РПЦЗ (ВВФ) по причине её имяборческой позиции и перешел на независимое положение. Открыто исповедует имяславие.
Анастасий (Суржик) не остался автономным — он примкнул к РПЗЦ(А).
Я простая мирянка, эта неразбериха просто говорит что между осколками нет Христа, нет мирного духа, а раз так я остаюсь в церкви , которая дала мне возможность узнать Христа — МП РПЦ. Если бы не она я бы не была крещена в моей деревне и т.д. Что вы предлагаете делать с младенцами и где их крестить ? К кому везти ? Да соборность практически исчезла, но судя по описанию , ее нет и в этих осколках. Да Дух
Интересно, что не вместилось в комментарий. В целом я с ним согласен.
Dionysius
Да, Вы правильно рассудили!
В селе Никольское Сенгилеевского района Ульяновской области объявился епископ Исихий, он говорит, что принадлежит Истинно Православной Церкви Зарубежного Патриархата и рукоположил его митрополит Зосима. Я ничего не слышал об этой церкви. Люди добрые может кто-нибудь знает об этой церкви. Или это мошенники и самозванцы ?!!
Епископ Исихий (Горбунов Евгений Васильевич)
Епископ с уголовным прошлым, каноны Церкви запрещают рукополагать таких! Наверно он самозванец!