Флегонт Понгильский

память 23 апреля

Флегонт Понгильский

Флегонт Понгильский во время Первой Мировой войны служил полковым священником в пехоте и в военных лазаретах. Он стал известен в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского просили архиепископа Ярославского Агафангела назначить его служить к ним в храм, что и осуществилось в 1915 году; вскоре был назначен благочинным Ярославля.

В 1927 году протоиерей Флегонт Понгильский не принял Декларацию митр. Сергия Страгородского. Как потом записали в следственном деле, он оказался одним из «представителей Церкви, которые заняли особую непримиримость к митрополиту Сергию, после опубликования его письма, где он призывает ввести в церквах моление о правящей власти. Этими лицами проводились нелегальные собрания, на которых разбирали письма ссыльных епископов и намечались пути борьбы с сергиевщиной».

Епископ Тутаевский, викарий Ярославской епархии Вениамин (Воскресенский), из ссылки вел переписку через о. Флегонта с сергианским архиепископом Павлом, назначенным тогда в качестве правящего архиерея в Ярославль. Вот отрывок из одного письма Вениамина протоиерею Флегонту Понгильскому:

16 июня 1929 г.

<…> Митрополит Сергий начал предприятие сложное и трудное по своей духовной основе. В целях упорядочения гражданского положения Церкви в современном государстве, митр. Сергий совершил опыт безпримерный в истории Церкви, – опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий – Царствия Божия и царства безбожия, Царства Христа и царства антихриста. Митр. Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он перешел ея меру и стал ея жертвой.

Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого (отношения) она принять не может, оставаясь Церковью.

Наше государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени – безбожие и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим народом». Церковь никогда не может сказать «радости и успехи нашей гражданской родины – наши радости и успехи, неудачи ея – наши неудачи». Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро перестраивается. Она уже новая, строение ея во всех отрослях жизни – безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ея безбожного строения не могут быть радостями Церкви. Понятие родины понятие сложное. В состав его входят термины географический, национальный, политический, социальный, бытовой, религиозный. Из всех терминов лишь один пока остается для нас неприкосновенным – географический. Да и последнее не совсем так. Безбожие оскверняет и землю. Безбожная родина уже не священная родина. Для христианина она перестает быть родиной. Христианин не может назвать безбожно построенной родины – своей родиной и тем более радоваться ея радостям и успехам. Радости и успехи безбожной родины закрепляют безбожие родины и потому не могут быть радостями христианина.

Встав рядом с безбожием и богоборческим правительством, усвоив себе радости и успехи безбожно построенной богоборческой родины, митр. Сергий «преклонил» Церковь Христову под чужое ярмо с неверными.

Вениамин Воскресенский
епископ Вениамин Тутаевский

О.Флегонт Понгильский был арестован в 1929 году по делу ИПЦ (всего обвинялись 33 человека) и осужден на три года ссылки в Северный край. В материалах дела сохранился его ответ на допросе:

В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и на заданные вопросы отвечаю, что я хотя и состою благочинным, но ни в каких нелегальных собраниях не участвовал. Письма от епископа Вениамина я получал. Нынче в июне месяце я получал письма от него, но содержания их я не знаю, потому что они были адресованы хотя и на меня, но для передачи архиепископу Павлу.

После ссылки о. Флегонт поселился в Петушках, работал сторожем и продолжал служить без прихода. Снова арестован в 1937 году, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и приговорен к 10 годам лагерей. Виновным себя вновь не признал. 23 апреля 1938 года скончался (или был расстрелян?) в лагере.

Поделиться:

Метки:

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *