Сергей Сухоруков
память 20 апреля
Сергей Петрович Сухоруков служил священником в Вятской области. Летом 1932 был арестован по делу ИПЦ; обвинялся в том, что считал своим епископом Виктора Островидова и не признал Декларацию митр. Сергия; приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в лагерь. После освобождения проживал в селе Старая Рудка. Снова арестован в 1937, приговорен к 5 годам. 20 апреля 1942 — скончался в Талажском отделении лагеря.
Сергей Сухоруков не стал регистрироваться как «служитель культа» у советских властей и служил тайно. Он вырыл пещеру в лесу в нескольких километрах от села и принес туда церковные сосуды и утварь. В пещере ежедневно совершались богослужения. Весной 1932 года на пещеру наткнулись проходившие мимо охотники. Сухоруков, опасаясь, что могут прийти представители власти, забрал церковные сосуды и одежды и ушел из пещеры; затем скитался по деревням и совершал богослужения в лесах. В ночь на Пасху в лесу около села он совершил богослужение, на котором присутствовало больше 100 человек.
Епископ Яранский Нектария (Трезвинский) в это время посвящал верующих крестьян в тайные священники и благословлял их жить обычной жизнью и время от времени тайно служить в домах верующих. Решимость катакомбных христиан жить и молиться в подполье видна особенно в вятских и нижегородских делах. Например, сохранилось такое свидетельство:
Связи участников контрреволюционной организации осуществлялись также путем нелегальной переписки. У обвиняемой Поповой обнаружено письмо руководителя контрреволюционной организации Редькина, написанное Разгулину и Поповой; последней он писал о перспективах Тайной церкви следующее: «О чем нам тужить, у нас леса и луга, все наше» (том 3, пакет 8).
В обвинительном заключении нижегородского дела ИПЦ, по которому проходил Сухоруков, приводятся выписки из протоколов, в которых обвиняемые верующие объясняют, почему они не присоединились к митр. Сергию Страгородскому. За чекистскими протокольными формулировками можно увидеть веру исповедников Православия.
Я принадлежу к Истинно-православной церкви, руководимой епископами Виктором и Нектарием, которых я почитаю и признаю, как истинных ревнителей православия, находящихся в заключении и страждущих от руки Советской власти-антихриста. Соввласть, как власть, посланную антихристом — не признаю. Также не признаю и митрополита Сергия, т. к. он предался Советской власти и руководит церковью не сам, а под влиянием Московских коммунистов.
Cвящ. Михаил Огородов
Епископы-иосифляне вели пастырскую переписку с общинами. Такая переписка тоже приобщалась к делу как доказательство вины.
Когда митр. Сергий выпустил свою декларацию, то от епископа Виктора я получил письмо, в котором он указывал, что митр. Сергия, как руководителя церковного, признавать не надо, т. к. он своей декларацией призывал духовенство радоваться успехам Соввласти — с чем я согласиться не мог. В виду чего еп. Виктор, как наш единомышленник, и был избран духовенством руководителем. Получив письмо епископа Виктора, я взял с собой еще послания Соловецких епископов и пошел по приходам моего благочиния с разъяснением сущности декларации митр. Сергия и письма еп. Виктора. В результате чего все благочиние 1-ого Котельнического благочиннического округа пошло за епископом Виктором.
<…>
Связь с епископом Ленинградским Сергием и Димитрием была письменная. В 1929 г. я писал епископу Дмитрию о священнике села Гостева, которого община удаляла с прихода за нетвердость в ориентации, на мое письмо епископ Фролов предложил искать другой приход. В мае или июне мес. 1930 г. я писал письмо епископу Сергию Нарвскому, в котором просил разъяснения в связи с выявившимися расхождениями относительно выбора патентов на торговлю свечами. Сергий дал мне письменный ответ, что в выборе патентов церковь погрешила, но грех этот прощается, т. к. из-за патента нет никакого смысла делать вторичный церковный раскол.
Свящ. Иван Попов
При всем старании следователей подчеркнуть контрреволюционность ИПЦ из протоколов видно, что главной заботой исповедников была верность Церкви, а не оппозиционная борьба.
При безразличном отношении к деятельности гражданской власти, как это призывает митр. Сергий в своей декларации от 1927 года участие в действительности гражданской властью будет смешано с задачами церковными, а это влечет к разрушению Церкви.
Cвящ. Петр Галицкий
Программа и платформа ИПЦ состоит в том, что она не должна вмешиваться в дела гражданские и вступать в связь с Соввластью, должна выполнять свои каноны. Я желаю такой власти, которая бы не шла против церкви и не устраивала бы гонения на религию.
Свящ. Иван Никонов
Несмотря на неприятие советской власти епископы и священники призывали свою паству не к вооруженному сопротивлению, а к надежде на избавление.
Соввласть сущее наказание за грехи человечества — власть сатанинская, которую нужно отвергать каждому христианину и ждать, когда можно будет избавиться от нее.
Диакон Александр Юдинцев
Обвиняемые по этому делу, в основном малограмотные крестьяне, были чутки к тому, кто истинный пастырь, а кто нет.
Истинным пастырем церкви является только епископ Виктор, а митр. Сергий предался Советской власти.
Михаил Норкин