Пост как способ быть здоровым, умным и веселым
Три кратких поучения Антиоха монаха о том, что есть надо так, чтобы было полезно для тела и души; что нехорошо хвастаться своим алкоголизмом и иметь промокшее от вина сердце; и что красота не только в воздержании от пищи, но и в том, чтобы не увлекаться желанием денег и славы.
О чревоугодии
Всем необходимо утеснять чрево и удерживать его. Особенно тем, кто желает работать Богу. Прекрасно сказано, что лучшее — мера во всем. Без удержу есть — станешь похожим на перегруженный корабль, ибо тело нуждается в пище, в довольствовании малым, в самодостаточности, а не в наслаждении, пресыщении, роскоши. Первые полезны телу, полезны и душе, поскольку порождают здоровье, силу и крепость, а вторые обоим вредят, и не только здоровье разрушают, но и порождают тяжкие болезни. А ясное доказательство этому, что лучше избравших жизнь в изнеженности довольствующиеся малым аскеты — смышленые, и целомудренные, и здоровые. <…>
И Господь неверующим иудеям говорит: истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6:26). И продолжает:
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6:27).
Ему же слава и держава во веки веков.
Аминь.
О пьянстве
Пьянство более тяжко, чем обжорство, и особенно воспрещается Божественным Писанием. И преступно им тщеславиться, как некоторые мыслящие по-мирски похваляются своим опьянением. Ибо пьянство производит не что иное, как исступление ума и бедность. И тело делается слабым и изнеженным. Конечно, хорошо и угодно (1 Тим. 2:3) ради телесной болезни употреблять немного вина. Поскольку таким же образом, как если земля орошается влагой умеренно, то чистое семя, в нее бросаемое, возрастает с приращением, если же многими водами напояется, только терния и волчцы (Евр. 6:8) приносит, — так и земля сердца: если умеренно вином пользуется, то приносит семена чистые и естественные, если же промокает от многопития, то во всех своих помыслах приносит терния. <…>
Кому горе, кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23:29–30).
И продолжает: не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным (Притч. 23:31). И другой: в вине не мужайся, многих бо погуби вино (Сир. 31:25).
Невинно вино, укоризненно же пиянство, и всяк пребываяй в нем не будет премудр (Притч. 20:1).
И пророк Осия о древнем народе: вино и пиянство прият сердце людей Моих (Ос. 4:11). И Исаия, порицая проводящих время в пьянстве, рек: Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет их (Ис. 5:11).
Как он, и Иоиль вопиет:
Отрезвитеся, пиянии, от вина своего и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино до пиянства, яко отъяся от уст ваших веселие и радость (Иоил. 1:5).
Плакать и рыдать подобает над любителями опьянения, ибо поистине пьянство есть дело позорнейших и заблудших людей, как и Иов, некоторыми побуждаемый, говорит: да заблудят же яко пияный (Иов. 12:25). Те же, которые благочестно желают жить и правым путем незаблудно шествуют, слушают Апостола, говорящего: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18). И опять: пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10).
Господь же, подтверждая сказанное, говорит:
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21:34).
Ему же слава во веки веков.
Аминь.
О воздержании
Воздержание всем подходит, особенно желающим угождать Богу. Имеем в виду воздержание не только в отношении пищи, но всеобъемлющее, то есть отказ от всего запрещенного. Должно же воздержнику от всего воздерживаться, по Апостолу (1 Кор. 9:25). Так же как если человек лишен какого-то из своих членов, то и весь образ человека становится некрасивым, так и тот, кто пренебрегает только одной добродетелью, теряет все благообразие воздержания. Посему подобает прилагать усердие к приобретению не только телесных добродетелей, но и тех, которые могут очистить нашего внутреннего человека.
Поскольку дело воздержания — отказываться от всякого неразумного наслаждения и ничего не делать вопреки велению Божественных заповедей. Воздержание есть узда, сдавливающая влечение вожделеющего начала к пище, деньгам или славе. Потому что никакое из благ не рождается без терпения и, прежде всего, — всеобъемлющего воздержания. Ибо терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Желающий же преуспеть в воздержании пусть часто молится, так как сказано: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Потому что молитва и воздержание предохраняют ум от мирских наслаждений и от всякого дурного дела его удерживают. Под плотью и кровью Апостол подразумевал плотские страсти, влекущие ум в помышления их, когда сказал, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15:50). Такая плоть есть питание для бесов: Внегда приближатися на мя злобствующим, еже снести плоти моея (Пс. 26:2). Тот же, кто посредством воздержания изнуряет плоть, тот приносит голодную смерть бесам и делает их в войне против него слабейшими его.
Итак, подобает, как сказано, воздерживаться относительно всех чувств: зрения, слуха, обоняния, языка, чрева, осязания, благолепной походки и прочего. Ибо воздержанному подобает быть выше всякого позорнейшего наслаждения и вожделения. Потому что любители воздержания очевидно телом своим здоровы, разумом здравы, душой радуются веселием, ум их от земных дел отстоит и к горним стремится. Ибо, будучи чужды всякому сладострастию, в дальнейшем они оказываются ненавистниками страстей и боголюбцами. Молитва их ко Господу чиста, и вместе с Ангелами они ублажают Бога.
Говорит же и Писание:
Вслед похотей твоих не ходи и от похотений своих возбраняйся… и не веселися о мнозей сладости (Сир. 18:30, 32)
Павел же говорит: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и снова: братия, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), чтобы стать храмами Бога Живаго (2 Кор. 6:16). И Петр: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение (2 Пет. 1:5–6). Посему подобает всегда бдеть, бодрствовать, искать вышнего и мыслить по заповеди Господа, сказавшего:
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:35–37).
Ему же слава во веки.
Аминь.
Из книги Преподобный Антиох монах Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний. Перевод, комментарии П. К. Доброцветова. Редакция перевода Д. Е. Афиногенова. Сибирская Благозвонница, 2015.