Православный адвент: Рождество Христово и Благодать Ветхого Завета
В православном богослужении праздник Рождества Христова существует не сам по себе, а является завершением длинного цикла подготовительных служб: можно сравнить их с католическим адвентом. Кроме самого Рождества мы совершаем также Предпразднство Рождества — 5 дней перед праздником, включая самые торжественные службы в Сочельник 6-го января (24 декабря по старому стилю). Подготовительный период начинается примерно за месяц 4-го декабря на праздник Введения Богородицы во Храм, когда звучит впервые рождественская катавасия:
Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите (= встречайте)! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Затем два воскресенья перед Рождеством посвящены памяти Праотцев и Отцев, то есть ветхозаветных святых, которые ожидали пришествие Христово и предсказали его в разных образах и пророчествах.
Церковь предлагает приготовиться к празднику Рождества Христова не только постом, она воспоминаниями святых, апостолов, пророков, преподобных, святых отцов и святых праотцев подготовляет нас к восприятию образа Иисуса Христа, рождшегося от Пресвятой Девы. Церковь как бы окружает ими всеми Рождающегося Иисуса Христа и Пресвятую Деву. Когда мы подъезжаем к селению, то издали мы различаем все больше и больше огоньков, как бы свечечек, вот этими-то свечечками, огоньками и будут воспоминания об апостолах, пророках, святых, которые подготовят нас к восприятию Самого источника Света, Солнца нашего, рождшегося от Пресвятой Девы Марии, Господа нашего Иисуса Христа. В декабре Церковь празднует память пророков Наума, Аввакума, Даниила, которые пророчествовали о рождении Иисуса Христа.
За две недели до Рождества Церковь вспоминает всех святых праотцев, начиная Адамом и кончая Иоанном Крестителем и Иосифом Обручником, всех ветхозаветных праведников, живших верою в имеющего прийти Спасителя. За неделю Церковь вспоминает память святых отцов.
Службы этого предрождественского цикла перечисляют многих святых ветхозаветной Церкви, о которых говорится в Библейских книгах: Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Еноха, Авраама, Мелхиседека, Иова, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Давида, Соломона, пророка Даниила и трех отроков в пещи вавилонской Ананию, Азарию и Мисаила, и вообще всех пророков, а также святых женщин: Анну, Иудифь, Девору, Есфирь, Сарру, Мариам, Рахиль, Ревекку, Руфь и других. Все они вспоминаются в связи с тем, что так или иначе они проповедали еще до рождения Христа Его воплощение и воскресение.
Стихира недели Праотцев:
Праотцев собор, празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим: Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова, по Законе Моисея, и Аарона, и Иисуса, Самуила и Давида, с нимиже Исаию, Иеремию, Иезекииля, и Даниила, и дванадесять вкупе, Илию, Елиссея и всех, Захарию, и Крестителя, и проповедавшия Христа, жизнь и воскресение рода нашего.
Как эти праведники могли проповедовать пришествие Христа уже тогда? Потому что уже тогда, во времена ветхозаветные, они жили по Благодати, а не по Закону. При этом они возвещали пришествие Христово не столько даже в прямых пророчествах, сколько событиями своей жизни. Например, Авраам верой восшел на гору, чтобы принести в жертву своего сына и этим проповедал распятие Христа:
Твое заколение предъизобразуя, Авраам, Христе, егоже роди сына, на горе повинуяся Тебе, Владыко, якоже овча, взыде пожрети (= взошел принести в жертву) хотяй верою; но возвратися, радуяся, с ним, и славя, и превознося Тя, Избавителя мира.
Можно сказать, что они составляли уже тогда христианскую Церковь – Церковь всех народов – и жили Святым Духом, и все это стало для них возможным благодаря вере:
Тропарь Праотцев
Верою праотцы оправдал еси, от язык (= из народов) теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Если благодать была доступна Праотцам помимо Закона и до Закона, то это ставит их превыше Закона – в один ряд с праведниками Нового Завета:
Стихира вечерни недели Праотцев
Иже прежде Закона отцы вся восхвалим днесь, вернии, Авраама Боголюбиваго, и Исаака, от обещания рожденнаго, и Иакова, и дванадесять патриархи, Давида кротчайшаго, и Даниила, желаний пророка, и три отроки с ними славяще, пещь в росу преложившия, просяще оставления от Христа Бога, прославляемаго во святых Своих.
Праотцы Ветхого Завета и их вера по Благодати оказались той основой, на которой были утверждены и сам Закон Моисея и все пророчества о Христе:
Из канона утрени в неделю Отцев
Сущих прежде Закона отцев праздник совершающе, от них боголепно почтим Христа: Авраам бо, купно и Исаак, и Иаков, пророков и Закона явишася основание и Благодати верою Духа проповедницы.
Днесь собор Божественных отец Христово Рождество предпразднует светло, и прописует сие преславная Благодать: Авраам бо образ Закона и отроцы суть.
Оказывается, ветхозаветный Закон проповедует Рождество Христово и будущее спасение через воскресение благодаря тем, кто еще до Закона благовествовал (ту же самую) Благодать:
Стихира на утрени недели Отцев
Законных наставлений собрание (= Закон Моисея) являет Христово во плоти божественное Рождество посредством тех, кто до Закона благовествует Благодать (= Праотцы), поскольку они оказались верой выше Закона; поэтому они проповедали душам, содержимым во аде, что Рождество принесет избавление от тления через воскресение. Господи, слава Тебе. (*)
Можно обобщить смысл всех этих богослужебных текстов: не только после, но и до Христа святые жили верой и Благодатью Божией в Святом Духе, и на такой ветхозаветной Церкви праведников были основаны все Писания Закона и пророки, которые уже более явно пророчествали о пришествии Христа во плоти.
Текст: Алена Чепель
Фото: www.ruicon.com
Примечание
* Благодарим Д.Е. Афиногенова и Ю.А. Вестеля за полезные замечания к переводу этой стихиры с греческого. Текст стихиры довольно сложен, а славянский перевод в данном случае не помогает, а только запутывает:
Законных учений сословие во плоти являет Христово Божественное Рождество, прежде Закона Благодать благовествующия, яко паче Закона в вере сущия; темже, тления изменению сущу ходатайственно, во аде держимым душам предпроповедаху воскресения ради: Господи, слава Тебе.
Возможно также понимать греческий текст иначе в первой части стихиры:
Законных наставлений собрание являет Христово во плоти божественное Рождество тем, кто благовествовал Благодать еще до Закона, поскольку они благодаря своей вере оказались выше Закона…
Тогда смысл отчасти меняется: дозаконные Праотцы (Авраам и другие) уже после своей смерти увидели в писаниях Закона Моисеева пророчества о Христе и сумели распознать их, так как еще при своей жизни пребывали в вере и благовествовали Благодать.
Приводим также греческий текст стихиры:
Τῶν νομικῶν διδαγμάτων ὁ σύλλογος, τὴν ἐν σαρκὶ ἐμφανίζει τοῦ Χριστοῦ θείαν Γέννησιν, τοῖς πρὸ τοῦ νόμου τὴν Χάριν εὐαγγελιζομένοις, ὡς ὑπὲρ νόμον τῇ πίστει ὑπάρξασιν· ὅθεν τῆς φθορᾶς ἀπαλλαγῆς οὔσαν πρόξενον, ταῖς ἐν ᾅδῃ κατεχομέναις ψυχαῖς προεκήρυττον, διὰ τῆς ἀναστάσεως. Κύριε δόξα σοι.